Старые сказки на новый лад: почему гномы оказались разбойниками, а Белоснежка - порнозвездой?

Во всех известных сказках масса сексуальных намёков.

Как ни странно, но подобные искажения иногда приближают сказку к её первоначальным формам, порой весьма шокирующим. Ведь у сказок есть своя историческая основа - реальные традиции, обычаи, быт, существовавшие в очень далёкие от нас архаичные времена. И нравы тогда были совсем иными. Историческая основа «Белоснежки» учёным хорошо понятна. Сказки на такой сюжет существуют у очень многих народов и различаются только деталями. Применительно к русским народным сказкам этот сюжет описывают так: Мачеха, узнав с помощью волшебного зеркальца, что краше всех на свете не она, а её падчерица, приказывает убить девочку. Но та спасается и живёт в лесу у семи братьев-разбойников; мачеха выслеживает её и подсовывает что-то отравленное; девушку кладут в прозрачный гроб, в неё влюбляется царевич, и она оживает.

   
   

Узнаёте? Это же всем известная пушкинская «Сказка о мёрт­вой царевне и о семи богатырях» и многие другие русские народные сказки, которые обычно называются «Волшебное зеркальце» или «Мёртвая царевна». А самая знаменитая такая история в мире - «Белоснежка» братьев Гримм. Только у нас падчерица спасается у богатырей или разбойников, а в «Белоснежке» - у гномов. Но в принципе по сказочным законам и по историческим реалиям, лежащим в основе сюжета, эти герои почти не отличаются друг от друга. И, забегая вперёд, скажем, что настоящие прообразы обаятельных гномов в далёком прошлом часто оказывались разбойниками.

Мужской дом

В этих сказках есть удивительные сходства даже в деталях. Например, когда гномы, богатыри или разбойники приходят домой, они обнаруживают одинаковые следы, оставленные девушкой: гостья сидела на каждом из их стульев, ела из миски каждого, лежала на каждой постели. Герои почти всегда одинаково просят её остаться и быть им «сестрицей» - вести хозяйство. По мнению самого авторитетного в мире специалиста по сказкам Владимира Проппа, всё это отражает очень древний социальный институт - так называемый мужской дом. Этнографы не раз наблюдали его у архаичных племён Океании, Африки и Южной Америки. А раньше он был распространён повсеместно, даже в Европе.

Классический мужской дом всегда был расположен вдали от племени, обычно в лесу, в нём обитали юноши, проходившие обряд посвящения. Они учились обычаям племени, охоте, воинскому искусству. И нередко воевали или даже занимались разбоем - обычаи это разрешали. Юноши называли друг друга братьями, жили коммуной. У всех были абсолютно одинаковые ложки, плошки, кровати и другая утварь, иногда упоминаемая в сказках.

Всё происходящее в муж­ском доме - тайна для непо­свящённых, особенно для женщин. Но без прекрасного пола юношам не обойтись, ведь кто-то должен им готовить, убирать, и вообще - там слишком много мужского гормона тестостерона. В отсутствие женщин это почти неизбежно приводит к такому сексу, который практиковали в отряде трёхсот спартанцев. Чтобы избежать этого, закрытым муж­ским союзам и нужны «сестрички». «В мужских домах всегда находились женщины, служившие братьям жёнами», - пишет В. Пропп. Далее он конкретизирует некоторые реалии, которые наблюдали учёные у племён, ведущих древний образ жизни. Девушек не подвергали никакому презрению; обычно они были временной собственностью молодых людей и часто коллективной: «они одновременно служат нескольким возлюбленным и получают от них подарки». Детей, рождённых в таких отношениях, почти всегда убивали.

Временная казнь

Со временем «сестричек» отпускали на волю. Но была проблема: они владели абсолютно всеми запретными тайнами мужского дома. Других женщин, узнавших о них случайно, нередко казнили. И в сказке временная смерть «сестрички», которую обычно оживляет прекрасный принц, тоже неслучайна. Она отражает древний обычай их особого посвящения, предшествовавший их выходу из дома в мир. А смысл любого посвящения, как пишет В. Пропп, - это умирание в старом качестве и воскресение в новом. Временная смерть могла быть символической, а иногда и почти натуральной: шаманы умели выключать сознание с помощью различных трав и психотехник. Возможно, неслучайна в таких сказках и фигура принца, за которого героиня выходит замуж. Скорее всего, после посвящения она, независимо от своего происхождения, могла быть допущена в элиту общества.

Самое интересное, что институт «сестричек» дожил до наших дней, совсем уж несказочных. Вспомните вовсе не целомудренную сцену из фильма «9 рота», когда весь отряд молодых солдатиков, перед тем как отправиться на верную смерть, поклоняется медсестричке в костюме Евы. Древнее прошлое человечества не уходит от нас и продолжает жить не только в сказках. Часто оно подсознательно как бы «проговаривается» в искусстве. Например, в знаменитом диснеевском мультике в отношениях Белоснежки с гномами специалисты усматривают массу скрытых сексуальных намёков. 

 
Александр Мельников

заместитель редактора раздела «Общество» 

еженедельника 

 

 

 

   
   

 

Смотрите также: