1. Патрик Бейтман, «Американский психопат» (Кристиан Бэйл)
Бейтман влился новой кровавой струей в застоявшееся болото киноманьяков. Преуспевающий яппи, нарциссист, изворотливый менеджер среднего звена. Пороки современного мира не удовлетворяют его желаний, а только ещё больше распаляют огонь его искушений, лежащих за гранью морали. Патрик считает себя лучше всех и очень нервничает, если кто-то считает иначе…
2. Фредди Крюгер, «Кошмар на улице вязов» (Роберт Инглунд)
Маньяк при жизни, маньяк после смерти. Образ погорельца Крюгера в широкополой шляпе и с пальцами-ножами стал для ужасов каноническим. Образ грозы подростков, приходящего к ним в кошмарах, менялся на протяжении восьми частей фильма: от изощренного убийцы с чёрным-пречёрным чувством юмора, придумывающего своим жертвам самые невероятные способы убийства, до недалеко мясника. Фредди сочетал в себе сверхъестественные способности со вполне человеческой страстью убивать, убивать и убивать…
3. Норман Бейтс, «Психоз» (Энтони Перкинс)
В «Психозе» зрителям наглядно показали, как правильно вырастить маньяка. С малых лет мама должна запугивать мальчика, всячески его третировать и подавлять сексуальность. В итоге он вырастет в человека, сочетающего в себя женоненавистничество с невероятной любовью к «маман». Парик, платье, женская кожа прилагаются… Сцена с кричащей девушкой в душе, которую сейчас цитируют все кому не лень, впервые была продемонстрирована именно в «Психозе»
4. Джон Райдер, «Попутчик» (Рутгер Хауэр)
До «Попутчика» ужасы и триллеры в основном эксплуатировали гротескные образы маньяков, а фильм Роберта Хармона показал, что может случиться, если вдруг подсадить к себе обаятельного автостопщика с глазами небесной синевы. А случиться может невообразимое, несмотря на не слишком эффектную завязку. В отличие от других маньяков, Джон Райдер не страдает комплексами и не ограничивает себя в средствах самовыражения, а дорога – его родной дом.
5. Джон Доу, «Семь» (Кевин Спейси)
Самый незлобный с виду маньяк на поверку оказывался религиозным фанатиком, не убирающим с лица отстраненную улыбку даже во время истязания своих жертв и собственной смерти. Неся символическое возмездие за семь смертных грехов, Доу не гнушался убивать и вполне невинных людей, а его квартира – просто образец того, как должно выглядеть жилище настоящего маньяка.
6. Джейсон Вурхис, «Пятница, 13-е» (разные актеры)
Маленького Джейсона в детстве обижали подростки. Дообижали до того, что нечаянно утопили. Вернувшись к жизни, Вурхис стал одним их самых запоминающихся антигероев в кино. Хоккейная маска на лице (отличительная черта Джейсона) стала среди фанатов аксессуаром столь же популярным, как, допустим, шлем Дарта Вейдера из «Звёздных войн».
7. Трэвис Бикл, «Таксист» (Роберт Де Ниро)
Бикл, нью-йоркский таксист с обостренным чувством справедливости, может, и не самый кровавый из представленных персонажей, но по части психических отклонений даст фору даже тем их них, что расположены в рейтинге выше. Решив бороться с подонками своего города, Трэвис сам и не заметил, как стал одним из них. Любовь к малолетней проститутке в исполнении Джоди Фостер – пикантный штрих, которого не достает остальным киноманьякам.
8. Джейм Гамб/Баффало Билл, «Молчание ягнят» (Тед Ливайн)
Все помнят Ганнибала Лектера, главного антигероя ленты, начисто забыв о главном злодее, которого Лектер помогал ловить при помощи своих ЦУ. Билл рядился в женское платье, его настроение скакало от подозрительного благодушия до откровенной ярости, а по части изощренного садизма он, пожалуй, даже перещеголял Лектера. Классический маньяк, который кажется просто странноватым тихоней по соседству.
9. Привидение, «Крик» (разные актеры)
Этого персонажа играли разные актеры, но костюм – черный балахон и белая маска привидения – оставался неизменным, сейчас практически не один Хэллоуин не обходится без этих атрибутов. Злодеи в «Крике» зачастую были просто избалованными студентами из числа «золотой молодёжи», но уж никак не страдавшими в детстве от притеснений маньяками. К тому же, в отличие от остальных персонажей рейтинга, «крикливые» злодеи были вполне компанейскими ребятами. И любили поиронизировать над фильмами ужасов.
10. Кожаное Лицо, «Техасская резня бензопилой» (Гуннар Хансен)
«ТРБ» был первопроходцем слэшеров – жанра ужасов, где важны не изощренность убийств, а их количество и обилие расчленёнки. Кожаное Лицо первым додумался использовать для этого бензопилу – эффективно для злодея, эффектно для зрителей. Как и многие другие ужасы 70-х, фильм заработал статус классики и оброс римейками.
Смотрите также:
- Что НЕ смотреть в кино: 12 фильмов-разочарований года. Мужской и женский взгляд →
- «Исчезнувшая» Дэвида Финчера: в поисках утраченной жены →
- «Кошмар на улице Вязов»: страшно смешно? ЗА и ПРОТИВ →