Вячеслав Зайцев: «Пальто, которое сшил в 87-м году, ношу до сих пор»

«АиФ»: - Вячеслав Михайлович, в России сотни модельеров, а народ ходит в китайском ширпотребе. В советское время вы разрабатывали даже рабочую одежду для тружениц села. А сейчас почему не сделаете марку доступной одежды?

   
   

В.З: - Следующую коллекцию я делаю из вологодского льна. И она не для подиума, для массового производства. Для людей всех возрастов. Шить будут в Питере.

«АиФ»: - А нужна мода в стране, где миллионы людей едва зарабатывают себе на еду и коммунальные

услуги?

В.З: - Нужна. Потому что она стимулирует желание жить. Красота, которую люди видят, открывает в душе новые клапаны. Я недавно показывал коллекцию от кутюр в Рыбинске, не самом богатом городе России. Сначала думал: «Боже, зачем я сюда эту роскошь привёз? Людей злить, дразнить?» Но зал в конце показа аплодировал стоя. Уходили все в приподнятом настроении. Значит, работал не зря. А сколько талантливых мастеров в нашей глубинке! Какие кружева плетут, какие игрушки из дерева вырезают, посуду расписывают! Непостижимая фантазия. Но востребованности нет. Грустно. Почему мы так вяло туризм развиваем? У нас столько дивных городов!

«АиФ»: - Невыездным вы были чуть ли не до 90-х годов. Но границы открылись, а вы никуда не уехали. Построили усадьбу в глухой деревне, занялись её электрификацией и мощением дорог…

В.З: - Да уж, одних только столбов - на 15 километров! Газ удалось провести для всех. А что касается заграницы, то там всё потрясающее, красивая, удобная жизнь. Только я там чужой. Там совсем другие люди. Не наши. Тоска там. Поговорить не с кем. Больно, что мы не умеем так же организовать жизнь среди российских роскошных пространств, дивной природы. И столько бедности…

Унитаз от кутюр

«АиФ»: - Вам больно видеть то, что сделала жизнь с вашим родным городом, с ивановскими ситцами?

   
   

В.З: - Больно. Но объективно - хлопок завозить туда невыгодно. Надо лён выращивать!

«АиФ»: - Пьер Карден чего только не разрабатывал! От этикеток для шпрот до унитазов и мебели. А вы кроме стихов и одежды что делали?

В.З: - Шпроты не делал, а вот мебель и обувь пытался. Отдал на итальянские фабрики эскизы. На этом этапе всё и кончилось. Идеи украли, денег не получил. Но судиться ни с кем и никогда не буду. Жалко время. Это главная ценность у человека. Разрабатывал украшения для чешской фирмы. И для нашей, с якутскими бриллиантами. Они выпускались. Мои духи «Маруся» до сих пор продаются в Европе. Для меня мода - искусство, а не бизнес. Моя трагедия в том, что не умею себя выгодно «продавать».

«АиФ»: - Раньше были чёткие критерии модности. В 60-е - болоньевые плащи, в 70-е - брюки клёш, в 80-е - накладные плечи и платформа. Сейчас всё размыто…

В.З: - Это и хорошо. Важны стиль и качество. И кому что нравится.

«АиФ»:- Вам нравится время, в которое мы живём?

В.З: - Раньше мы знали, ради чего живём, представляли, каким будет наше «светлое будущее» (я человек советской закалки), а теперь приходится жить одним днём. Я живу только работой, потому что знаю: то, что делаю, людям нужно. Но я способен радоваться малому: два года назад освоил компьютер. С помощью его программ делаю фотоживопись. Всё свободное время готов сидеть в своей фотолаборатории.

«АиФ»: - А кто придумывает критерии - вроде «в этом сезоне модно лиловое»? И народ бросается скупать фиолетовые вещи по безумным ценам в бутиках. Как удаётся откровенную глупость навязывать людям?

В.З: - Сиюминутная мода придумывается для дураков. Никакие новые коллекции не стоят тех денег, за которые их предлагают. Умные не бегут впереди паровоза, а дожидаются окончательных скидок. Они знают свой стиль и платят только за качественные вещи, которые их действительно украшают. И носят их годами! У меня есть пальто, которое я сшил в 1987 году. Страшно сказать, ношу его до сих пор! Вот смотрите, что предлагают в каталогах (хохочет): «Платье. Вискоза и ацетат. 188 тысяч». Заголовок к этому - «Аристократическая строгость, естественность и здравомыслие». Увы, это безумие! Отдавать за мешок с ремешком такие деньги? Пресса красиво подаёт, «модницы» ведутся.

Встречать по одёжке

«АиФ»: - Только в России «встречают по одёжке, провожают по уму»?

В.З: - Так во всём мире. Первое впечатление всегда составляется по визуальному образу. Одежда многое даёт прочитать. Но не всегда верно. Носил же Эйнштейн растянутые свитера.

«АиФ»: - Многие модельеры на поклон после показа выходят в неопрятных чёрных кофтах.

В.З: - Этого не понимаю. Считаю неуважением к публике и даже цинизмом. Как ты можешь давать модные советы, если сам одет кое-как?

«АиФ»: - А вы всегда на работе в галстуке-бабочке, парчовом сюртуке?

В.З: - Всегда.

«АиФ»: - Дайте совет, как при минимальных затратах быть нарядной в Новый год?

В.З: - Наденьте накрахмаленную белую сорочку с пояском поверх юбки. Воротничок изящно приподнимите, рукава засучите. На губы - красную помаду, на шею - бусы. Можно цветок на грудь. Уберите со лба волосы, зачешите их наверх. И дайте блеск в глазах! Этого достаточно.

Смотрите также: