О нашей любви к гению свободы говорит бесчисленное количество организаций, фирм и прочих брендов с названиями «Икар» и «Икарус». А как вам такой вариант: отец — злодей, а сын — просто дурачок?
Миф о Дедале и Икаре задолго до пушкинского «Моцарта и Сальери» показал, что гениальность и злодейство совместимы. Дедал действительно был величайшим мастером. Он изобрёл многие столярные инструменты, был искуснейшим архитектором, а его фантастические скульптуры воспринимались как живые. Он сделал статую Геракла столь похожей на оригинал, что сам древнегреческий герой увидел в ней соперника и разрушил её.
«Святая» тёлка
Но самую известную свою статую он сделал в виде коровы, которая даже возбудила знаменитого белого быка царя Миноса, правившего на Крите. К этому быку воспылала неукротимой страстью царская жена Пасифая, она даже «не подпускала к нему коров, чтобы другая не полюбила того, кого она сама любила», пишет о её чувствах древнеримский мифограф Гигин. Чтобы дальше избежать обвинений в скабрезности, мы приведём эту историю дословно, как она рассказана в «Мифологической библиотеке» Аполлодора: «Влюбившись в этого быка, она взяла себе в помощники строителя Дедала, который был изгнан из Афин после совершённого там убийства. Дедал изготовил деревянную корову на колёсах, выдолбил её изнутри и обшил своё изделие свежесодранной коровьей шкурой. Выставив её на луг, где обычно пасся бык, он дал войти внутрь этой деревянной коровы Пасифае. Появившийся бык сошёлся с ней, как с настоящей коровой, и Пасифая родила Астерия, прозванного Минотавром. Он имел голову быка, все же остальные части тела у него были человеческие».
Вы заметили за этим нетрадиционным сексуальным антуражем упоминание о Дедале как убийце? Его жертвой стал родной племянник Талос.
Но вернёмся в Афины. Убийство раскрыли, и Дедал бежал на Крит к царю Миносу, где лавировал между ним, его супругой и его врагами. Сначала, как вы уже знаете, он помог Пасифае наставить мужу рога в самом буквальном смысле слова, потом помог Миносу упрятать эти бычьи рога от посторонних взглядов, построив знаменитый лабиринт. Потом помог врагу критского царя Тесею убить Минотавра. Именно Дедал придумал, как не заблудиться в лабиринте с помощью нити, и рассказал об этом Ариадне, а уже потом она дала эту нить Тесею.
Клон или клоун?
Узнав об этом, Минос заточил в лабиринт и самого Дедала, и его сына Икара, родившегося уже на Крите от рабыни Навкарты. Мальчик был зеркальной копией своего убиенного двоюродного брата Талоса. Возраст у них был примерно одинаковый, но в отличие от Талоса у Икара не было никаких талантов. Вот как описывает его поведение Овидий в «Метаморфозах», пока отец делал для побега с Крита крылья, скрепляя их воском: «Присутствовал рядом мальчик Икар; он не знал, что касается гибели верной, — то, улыбаясь лицом, относимые веющим ветром крылья рукою хватал; то пальцем большим размягчал он жёлтого воска куски, ребячьей мешая забавой дивному делу отца». Такое впечатление, что Икар был чуть ли не дурачком. И когда он вопреки советам отца стал подниматься к солнцу, это тоже была ребячливая игра, шалость, а не обретение свободы в гибельном полёте. Это всё придумали писатели. И ещё одна очень важная деталь и подсказка: когда Дедал хоронил Икара, откуда-то появилась куропатка, которая «крыльями бить начала, выражая кудахтаньем радость». Безусловно, это укор и напоминание о том страшном убийстве.
Лабиринт судьбы
Впрочем, весь этот миф о возмездии, бесталанность и гибель Икара — тоже возмездие. Богиням мщения нужно было устроить дело так, чтобы мальчик погиб точно таким же способом, каким его отец убил Талоса: именно поэтому он падает с высоты. И не нужно здесь искать геройства и смелости, это всего лишь жестокая месть богов за грех отца.
Все блуждания Дедала после убийства племянника — это бегство от судьбы. Величайший мастер так и не обрёл счастья, всю жизнь он должен был лавировать между сильными мира сего. Улетев от Миноса и похоронив сына, он осел на Сицилии при дворе царя Кокала. Искусного мастера приняли с радостью, особенно любили его царские дочери: он делал им кукол. Минос не мог простить Дедала и искал его везде. Однажды он добрался и до Сицилии. И здесь «наживка» на Дедала сработала. Умный Минос предложил Кокалу решить трудную задачку — продеть нить сквозь спиралевидно закрученную ракушку. Решить её тайно помог Дедал, используя изобретённый им «принцип нити Ариадны»: он запустил в «лабиринт» ракушки муравья с тончайшей ниточкой, а на другом конце сделал отверстие. Минос сразу догадался, что здесь прячется Дедал, и потребовал его выдачи. Кокал стал тянуть время, пригласил критского царя в баню, где дочери сварили его в кипятке. Ничего великого и интересного потом в судьбе Дедала так и не случилось.
Смотрите также:
- Наталья Гудкова: «Вера в Бога помогла мне встать на ноги» →
- Кэмерон Диаc: «Моё тело иногда просто молит о пощаде» →
- «Дневник Евы». Отрывок из рассказа Марка Твена →