Прошло уже полгода после события, ставшего для Джона Гальяно роковым. Кто бы мог подумать, что нетрезвая перепалка в кафе приведёт к таким последствиям. Если вдруг вы ничего не слышали об этой истории, вот её короткое описание: появившись в модном парижском заведении сильно «под шафе», Гальяно не поделил стул (или стол, или ещё что-то, что уже никто и не помнит) с одной из посетительниц и якобы позволил себе произнести в её адрес антисемитские высказывания. Событие получило, мягко говоря, широкий общественный резонанс. В сухом остатке Гальяно – полгода скитаний по реабилитационным центрам, регулярные судебные слушания, позорное отстранение от должности креативного директора дома Christian Dior и, что особенно парадоксально, увольнение из его собственной марки John Galliano. Увы, сегодня высокая мода – это такой же рынок акций, как и сфера нефтепереработки, где всё решает не мысль художника (и звучит-то смешно), а совет директоров. John Galliano, как и Christian Dior, и как львиная доля известных люксовых брендов (не только одежды), принадлежит компании LVMH. И вот учредитель LVMH, Бернан Арно, отстранив Гальяно от всех должностей, категорично заявил – возвращению не бывать!
Пока дизайнер лечится от алкогольной зависимости – вершина модного мира пустует. Менеджеры во главе с Арно до сих пор не могут найти, того, кто способен возглавить, наверное, самый известный и престижный бренд всех времён и народов. «Работа Дома без нового креативного директора — это как работа оркестра без дирижёра. Dior — как Венская филармония. Можно творить без главного дизайнера (дирижёра), потому что каждый участник процесса действительно знает своё дело, но это не может продолжаться слишком долго», - вот такое тревожное заявление сделал на днях глава LVMH. Fashion-индустрия разделилась на тех, кто сочувствует дизайнеру и тех, кто убирает с полок своих универмагов вещи, сшитые по его эскизам. Поговаривают, что Гальяно давно пребывает в душевном кризисе после двух недавних потерь – отца и близкого друга. На недавнем судебном слушании сам он признался, что в последнее время регулярно мешал алкоголь с антидепрессантами и попросил учесть тот вклад, который он внёс во французскую моду. Сложно поверить, что всё это произносит человек, который ещё в 2010 году получил Орден почётного легиона – высшую награду Франции – из рук Николя Саркози… Кстати, в начале июля от Ордена отказался Аззедин Алайя, ещё один неоднозначный персонаж. Гениальный дизайнер, о котором в России, странное дело, мало кто слышал, сформулировал отказ просто: «Мне нравятся украшения только на женщинах!». Впрочем, от него подобный «ход конём» можно было ожидать – Алайя и недель моды-то не признаёт, показывая коллекции, когда считает нужным, и Лагерфельда называет пустышкой и шарлатаном, и с Анной Винтур (главный редактор американского Vogue) вообще не здоровается. В отместку она исключила его наряды из выставки в музее Метрополитен. По иронии судьбы Винтур тоже попала в список награждаемых 2011 года – и, разумеется, с гордостью приняла Орден. Но что ещё интереснее – так это то, что именно Алайе было предложено возглавить Christian Dior! И что бы вы думали – да, он отказался! Не хочет он заниматься коммерческой модой, пусть даже самой высокой – хочет работать на собственное имя, не подчиняясь указаниям боссов, понимающих законы торговли. И в наши дни это поистине удивительно.
А на выставку Dior сходить действительно стоит. Помимо завораживающей красоты платьев, там демонстрируют произведения искусства, которыми вдохновлялся великий кутюрье: полотна Модильяни, Пикассо, Малевича, Тулуз-Лотрека, фотографии Ричарда Аведона. Плюс видеоинсталляции, кинопроекции, музыкальный фон – это действительно продуманный большой проект. А выходя из музея на Волхонке, прогуляйтесь на Остоженку. Там, в новом Мультимедиа Арт Музее (бывшем Доме фотографии), вас ждёт небольшое собрание фоторабот «Больше, чем мода. Фотографии из коллекции Ф.К. Гундлаха». Небольшое, но блестящее – здесь лучшее из того, что создано в модной фотографии – Ирвинг Пенн, Уильям Кляйн, Норман Паркинсон, Ричард Аведон, Давид Лашапель… Всего один зал, но масса эстетического удовольствия! Наслаждаться можно до конца августа.
Смотрите также:
- Искусство в массы: в Москве показали достижения современного дизайна →
- Хохлома «от кутюр». Как русские традиции влияют на современную моду →
- Перформансы Марины Абрамович детям до 16 смотреть не рекомендуется →