«АиФ» выпускает 30-томную коллекцию исторических романов

   
   

Издательский дом «Аргументы и факты» решил предложить нашим читателям 30 томов, в которые вошли лучшие произведения на историческую тему, написанные известнейшими авторами.

Считается, что в каждом преступлении так или иначе замешана женщина. Cherchez la femme, как говорится. Большинство значимых событий прошлого также не обошлось без прекрасной половины человечества. В коллекции исторических романов «АиФ» практически в каждом томе на фоне свершающихся исторических событий бушуют и личные страсти героев. Вот и первый роман исторической серии «АиФ» «Три возраста Окини-сан» Валентина Пикуля повествует о Русско-японской войне, бравом российском офицере и его любви к девушке-японке.

«У первого романа «Три возраста Окини-сан», который выходит в серии «АиФ», тоже есть своя история, - рассказала  «АиФ» вдова Валентина Пикуля Антонина Пикуль. - После смерти первой супруги Валентин Саввич был подавлен. Возможно, это и настроило его на сентиментальный лад. В 1980 году Пикуль сел и за одно лето написал роман «Три возраста Окини-сан». Работалось ему легко, потому что он очень хорошо знал материал да и источников было много. Роман долго не печатали. Пикулю предъявили ультиматум: заставляли его усилить роль третьего сына главного героя Коковцева, Никиты. Редакторы хотели, чтобы он сделал Никиту большевиком и тема победы коммунизма стала бы главенствующей. Но Пикуль на это не пошёл, поэтому отрывок, в котором разворачивается сцена разрыва Владимира Коковцева с сыном Никитой, за него написал редактор Константин Курбатов.

Один из критиков даже пытался учить Пикуля, как надо писать исторические романы, в пример он приводил Горького: «К историческому роману более всего приложим горьковский принцип - если художник говорит: «Я писал правду», мы вправе спросить его, которую и зачем...»

Но Пикуль действительно писал правду, он считал это важным для нашей истории и будущих поколений. Ведь, не зная истории, мы не будем знать настоящего и уж тем более будущего. Валентин Саввич всегда подчёркивал это и говорил так: «Вся жизнь, отданная истории, привела меня к странной, а может, к нелепой мысли, что я всегда существовал. Мне пришлось побывать при осаде Пскова во времена Иоанна Грозного, я наблюдал за порядками при дворе Анны Иоанновны и Екатерины Великой. Я долго бродил по кочкам болот Пруссии, когда немцы громили армию Самсонова. Да что там одна жизнь! У меня их были тысячи. И каждая в своём времени. Я одевался в различные костюмы, разговаривал на различных языках. Всегда существовавший, я обязан всегда существовать и в будущем. И в этом моё счастье как писателя, как человека, как личности». Валентин Пикуль своими словами давал наставление молодёжи учить историю, интересоваться ею. Мне кажется, тот, кто не знает ничего о прошлом своей страны, не может состояться в жизни. Особенно это важно для россиян с их богатейшей и обширнейшей историей. И получать знания можно не только по учебникам, но и читая захватывающие, увлекательные исторические романы. Вдвойне интересно, когда у персонажей книги есть реальные прототипы, как это случается в исторических романах. Ведь Окини-сан - реальная девушка, которую полюбил наш морской офицер. «Когда к Валентину Саввичу приехал японский переводчик, Пикуль подарил ему два портрета той самой японки, которая была временной женой его героя, - продолжает Антонина Ильинична. - Масахиса был очень удивлён, потому что в Японии не сохранилось ни одной фотографии этой девушки, хотя она была довольно известна, считалось, что её судьба чем-то похожа на судьбу знаменитой Чио-чио-сан».

Любовь в Японии

В своё время в Праге книга Пикуля была издана под названием «Адмирал и гейша». Но  Окини-сан была не совсем гейшей, таких, как она, называли временной женой, или мусумэ.

   
   

В период войны 1904-1905 годов русские офицеры зимовали в Нагасаки. Многие из них, так же как и герой Пикуля, заключали договор о «покупке» мусумэ - временной жены. Плата жене за брак равнялась сроку, на который заключался этот союз. Великий князь Александр Михайлович, посетивший Японию и тоже не преминувший воспользоваться всеми благами временного брака, в своих мемуарах писал, что оплата за месяц жене составляла от 10 до 15 долларов. Говорят, что многие японки таким образом зарабатывали себе приданое для следующего (уже не временного) брака. Наши офицеры радовались экзотическому и необременительному браку, но кто-то дейст-

вительно влюблялся, как герой романа Пикуля.  Кстати, многие наши известные исторические личности - сын Александра II великий князь Алексей Александрович, двоюродный брат Николая II великий князь Михаил Александрович и писатель Антон Павлович Чехов - тоже не брезговали пожить некоторое время в обществе мусумэ.

«Стыдливость японка проявляет по-своему, - писал в письме Суворину Антон Павлович. - Огня она не тушит и на вопрос, как по-японски называется то или другое, она отвечает прямо и при этом, плохо понимая русский язык, указывает пальцами и даже берёт в руки, и при этом не ломается и не жеманится, как русские. И всё время смеётся и сыплет звуком «тц». Кстати, как говорят, Чехов даже привёз с собой в Россию одну из мусумэ. Но его сестре Марии Павловне японские нравы пришлись не по душе, и она спровадила новую «жену» брата восвояси.

Любовь в Италии

Героиня одного из авторов коллекции «АиФ», Григория Данилевского, именовала себя принцессой Елизаветой Владимирской (роман «Княжна Тараканова»). Она, как и японская девушка, мечтала встретить мужчину, которого могла бы не только полюбить, но и опереться на него. Но 10-15 долларов, на которые нужно было бы существовать весь месяц, ей в отличие от японки было недостаточно. Девушка любила играть по-крупному: ездила по Европе, соблазняла высокопоставленных мужчин и проматывала их состояния. Всё бы у красотки сложилось хорошо, не покусись она на российский престол, которым управляла в то время властолюбивая и ревнивая Екатерина Великая. Она-то и подкинула конкурентке «краплёные карты» - отправила к ней в Италию одного из самых красивых своих фаворитов - Алексея Орлова и приказала «поймать всклепавшую на себя имя во что бы то ни стало». Впоследствии Орлов писал о Таракановой: «Оная женщина росту небольшого, тела очень сухого, лицом ни бела, ни черна… Свойство она имеет довольно отважное и своею смелостью много хвалится». Существует несколько версий, как Алексею Орлову удалось обманом доставить «принцессу» из Италии в Россию. По одной из них, графу пришлось закрутить с ней роман и даже предложить выйти за него замуж. Он шикарно ухаживал, покупал лучшие итальянские украшения, обхаживал и выгуливал «невесту» до тех пор, пока та не потеряла бдительность. «Лишь только достичь бы того, чтобы волю Вашего Величества исполнить», - объяснял Орлов свои любовные похождения с конкуренткой Екатерине. Самозванку казнить не пришлось, она, томимая любовью к предателю Орлову, скончалась от чахотки 4 декабря 1775 г., унеся в могилу тайну о том, кем была на самом деле. 

Любовь в Древнем Риме

Эта женщина, героиня романа Раффаэлло Джованьоли, который также входит в серию исторических романов «АиФ», не могла пропустить ни одной мужской туники. Валерия Мессалина - третья жена римского императора Клавдия - была известна своим распутным нравом. Считается, что римляне не сильно блюли мораль, но Мессалина переплюнула их всех. Недаром после смерти её имя было предано забвению.

Она начала соблазнять мужчин с 13 лет и продолжила своё любимое занятие даже после того, как была выдана замуж за Клавдия. Поговаривают, что жена императора была владелицей римского лупанария - публичного дома. Но она содержала его не ради дохода, а сама подрабатывала там в своё удовольствие. Древнеримский поэт Ювенал в «Сатирах» даже описал эти похождения Мессалины. Рассказывают, она поспорила с «коллегой» о том, кто за вечер примет большее количество мужчин: «Сцилла прекратила утром, приняв за ночь 25 человек. Мессалина же продолжила дальше, пока не обслужила 50 клиентов».

Между тем бедолага-муж даже не подозревал, что творится у него под боком. Приближённые, особенно мужчины, которых уложила к себе в постель Мессалина, просто боялись проговориться императору. Но в конце концов «награда нашла свою героиню». Мессалину, возжелавшую подарить римский трон одному из своих любовников, приговорили к смерти и зарезали.

Смотрите также: