Линч, Спилберг и Тарковский - в числе лучших новичков мирового кино

   
   

На первом месте оказалась драма Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» (1941). Уэллс был не только режиссером фильма, но также принял участие в работе над сценарием и исполнил главную роль. «Я начал с вершины и дальше только опускался с каждым фильмом", - шутил сам режиссер.

На втором месте - Дэвид Линч с картиной 1976 года «Голова-ластик». Фильм стал культовой классикой благодаря сюрреалистической образности, необычному звуковому оформлению и общей фантастической атмосфере. Сам Линч описывал свой фильм как «Сон о темных и тревожных вещах». В 2004 году фильм был признан "культурно значимым" Библиотекой Конгресса США и выбран для хранения в Национальном киноархиве.

Третье место занял Джордж А. Ромеро с «Ночью живых мертвецов» (1968). Фильм стал родоначальником своеобразного поджанра фильмов ужасов - фильмов о зомби. До этого фильма существовали и другие фильмы о зомби, но ими непременно управлял жрец вуду. Выход фильма вызвал большой резонанс в обществе, были предъявлены требования запретить фильм и прекратить его дальнейший показ. Фильм стал настоящим хитом показа в кинотеатрах под открытым небом.

В следующей строке - снятый в 1941 году дебютный фильм Джона Хьюстона «Мальтийский сокол», который принято считать первым классическим фильмом-нуаром. Фильм сделал Хамфри Богарта звездой первой величины.

Картина Жан-Люка Годара «На последнем дыхании», считающаяся одним из ключевых фильмов французской «новой волны», оказалась на пятой строке.

В список также попали Сидни Люмет («12 разгневанных мужчин», 10-е место), Стивен Спилберг (телефильм «Дуэль», 19-е место) и Чарльз Чаплин («Малыш», 25-е место).

   
   

Топ-20 лучших режиссерских дебютов по версии OFCS:

1. «Гражданин Кейн» (Citizen Kane, 1941) — Орсон Уэллс (Orson Welles);

2. «Голова-ластик» (Eraserhead, 1977) — Дэвид Линч (David Lynch);

3. «Ночь живых мертвецов» (Night of the Living Dead, 1968) — Джордж Ромеро (George Romero);

4. «Мальтийский сокол» (The Maltese Falcon, 1941) — Джон Хастон (John Huston);

5. «На последнем дыхании» (À bout de souffle, 1959) — Жан-Люк Годар (Jean-Luc Godard);

6. «Бешеные псы» (Reservoir Dogs, 1992) — Квентин Тарантино (Quentin Tarantino);

7. «Ночь охотника» (The Night of the Hunter, 1955) — Чарльз Лоутон (Charles Laughton);

8. «Просто кровь» (Blood Simple, 1984) — Джоэл и Итан Коэны (Joel and Ethan Coen);

9. «Четыреста ударов» (Les Quatre Cents Coups, 1959) — Франсуа Трюффо (François Truffaut);

10. «12 разгневанных мужчин» (12 Angry Men, 1957) — Сидни Люмет (Sidney Lumet);

11. «Аталанта» (L’Atalante, 1934) — Жан Виго (Jean Vigo);

12. «История игрушек» (Toy Story, 1995) — Джон Лассетер (John Lasseter);

13. «Пустоши» (Badlands, 1973) — Терренс Малик (Terrence Malick);

14. «Быть Джоном Малковичем» (Being John Malkovich, 1999) — Спайк Джонз (Spike Jonze);

15. «Это — Spinal Tap» (This Is Spinal Tap, 1984) — Роб Райнер (Rob Reiner);

16. «Врата рая» (Gates of Heaven, 1978) — Эррол Моррис (Errol Morris);

17. «Хиросима, любовь моя» (Hiroshima mon amour, 1959) — Ален Рене (Alain Resnais);

18. «Аэроплан!» (Airplane!, 1980) — Джим Абрахамс (Jim Abrahams), Джерри и Дэвид Цукеры (Jerry and David Zucker);

19. «Дуэль» (Duel, 1971) — Стивен Спилберг (Steven Spielberg);

20. «Стальной гигант» (The Iron Giant, 1999) — Брэд Берд (Brad Bird).

За пределами двадцатки остались полнометражные дебюты Романа Полански (23-е место — «Нож в воде», 1962), Чарли Чаплина (26-е место — «Малыш», 1921), Андрея Тарковского (68-е место — «Иваново детство», 1962) и Питера Гринуэя (97-е место — The Falls, 1980).

Смотрите также: