Владимир Полупанов: Как наше ТВ поминало Цоя

   
   

Свою лепту в эту мифологизацию внесло наше телевидение. В прошедшие выходные каналы выстрелили целой обоймой документальных фильмов, посвящённых Цою.

Конечно, хотелось сенсационных расследований, новых подробностей из его жизни, в конце концов, разоблачения этих самых мифов и легенд. Ничего этого телевизионщики не сделали. Почти на всех кадрах мелькали одни и те же лица. Больше всех преуспел «большой друг Цоя» режиссёр Сергей Соловьёв, кочевавший из одного документального фильма в другой. Вся заслуга режиссёра заключается в том, что он включил в свой фильм «Асса» лишь крохотный эпизод в финале с участием Цоя.

Но телевидение сделало всё, чтобы усилить миф, будто именно Соловьёв дал путёвку в большой кинематограф фронтмену «Кино». На одном канале уважаемый режиссёр утверждал, что в личности Цоя есть магнетизм, артистизм и другие «измы», без которых невозможно большое кино и большие артисты. На другом канале, противореча себе же, Соловьёв признался, что не хотел видеть в фильме никакого Цоя, это Сергей Бугаев (Африка), сыгравший в «Ассе» главную роль настоял, чтобы режиссёр включил лидера «Кино» в своё (извините за каламбур) кино. Если Цой был сформированной личностью, артистом и вообще звездой, то чего же Соловьёв не использовал его по-полной? Хотя сам Цой в интервью признавался, что эпизод с его участием выглядит в «Ассе» как вставной зуб.

Мелькали в фильме бесконечные «друзья юности» и «коллеги по цеху», с которыми Цой и при жизни-то не очень общался, учительницы (чему они его научили?). Настоящей звездой в фильмах про Цоя стал сменщик-партнёр по знаменитой кочегарке «Камчатка» некий Фирсов  - ушлый парень устроил в этой самой кочегарке нечто вроде клуба-музея. И под аккомпанемент песен Цоя ныне качает с посетителей бабло.

Представляю, какую рекламу сделали все наши телеканалы его маленькому семейному бизнесу. Для приманки этих самых посетителей на «Камчатке» есть диван, на котором Цой сочинял свои песни, кружка, из которой музыкант пил чай. Наверняка, найдётся даже лопата с отпечатками пальцев лидера «Кино» и (я почти уверен) окурки от цоевских сигарет. Заходите, гости дорогие. Как обычно, самые вменяемые слова говорил музыкальный критик Артемий Троицкий. Например, про то, что Юрий Айзеншпис не был никаким продюсером группы «Кино». Администратором – да, хозяйственником – да, но никак не продюсером. Я точно знаю, что с приходом Айзеншписа у группы «Кино» начался изматывающий гастрольный «чёс». Говорят, коллектив в последний год жизни Цоя «чесал» в месяц чуть ли не по 70 концертов. Как вы думаете, могло это убить лидера «Кино»? Могло. Потому что музыкант был крайне истощён и измотан этим чёсом. Короткий отдых в Латвии с рыбалками и шашлыками не спас положение. Измочаленный Цой мог уснуть на извилистой дороге на скорости 130 км/ч. Все забывают, что это именно Айзеншпис купил Цою этот злополучный «Москвич». Хотя сам на «москвичах» никогда не ездил. Об этом тоже ни слова. О мёртвых - либо хорошо, либо никак.

Телевищионщикам даже не хватило фантазии, чтобы как-нибудь оригинально назвать свои «документалки». Всё творческие потуги в конечном итоге привели их к «Последнему герою». Рен – «Громкое дело. Спецпроект. Здравствуй, последний герой». Россия 1 – «Виктор Цой. Легенда о последнем герое». НТВ – «Памяти Виктора Цоя. Последний герой». Энтэвэшников оправдывает только то, что это был фильм Алексея Учителя, снятый в 1992 году. Хотя режиссёр был тоже не оригинален – взял первое, что лежало на поверхности. Помню, после смерти Цоя пресса пестрела заголовками, где так или иначе обыгрывалась фраза «Последний герой». Первый канал не был бы первым, если бы не отличился от своих «младший братьев», там фильм назывался «Виктор Цой. Группа крови». Уже хорошо то, что не «Звезда по имени Солнце». И только на Первом вспомнили про единственного сына лидера «Кино» - Александра Цоя. Закадровый голос сообщил, что интервью сын не даёт – устал от журналистов. Лично я, как журналист, общался с Александром Цоем, когда они с Марьяной (мамой) приезжали в Москву аккурат к выпуску очередного трибьюта (песен Цоя, перепетых другими музыкантами).

Ну, да ладно. Это ведь было давно. И все эти интервью были неинтересными. Ведь мальчику было 5 (или около того) лет, когда Цоя не стало. Что он мог вспомнить и рассказать этот бедный, бедный мальчик? Тем более, что в последние годы жизни Цой не жил Марьяной и почти не общался с сыном. Понятно, что Сашу задолбали журналисты. И парень спрятался от всех, особенно после смерти матери, которая под конец жизни, как это ни прискорбно, банально спилась. Но, тем не менее, тему «отца и сына» обошли все, кроме Первого.

   
   

Ни на одном канале не вспомнили про музыкантов группы «Кино» - Густава Гурьянова, Юрия Каспаряна, Игоря Тихомирова. Они-то все живы и здоровы. Подозреваю, что они отказали телевизионщикам в интервью. Но можно же было хотя бы рассказать, как сложились их судьбы. Цой ведь не один пел в группе «Кино». В общем, получилось, что наше телевидение в очередной раз прошлось «по вершкам», не удосужившись проникнуть к «корешкам». В фильме «Виктор Цой. Легенда о последнем герое» (канал «Россия1») был выдан целый набор штампов, я даже не все успел выписать: «музыкальная тусовка, проникнутая духом свободы» (это где Цой формировался), «ему удалось стать кумиром многих поколений», «Цой стал подлинным героем» и т.д. Понятно, что за 20 лет обсосаны все любопытные и мельчайшие детали жизни «последнего героя» и выданы даже самые невероятные версии его гибели. Но всегда есть место маленькому профессиональному подвигу – чуть отойти в сторону и посмотреть, что кроется за этими, всем известными фактами. Увы, на это наше ТВ не способно. Освоить купленные у западных производителей форматы – это, пожалуйста. А снять нормальное кино про «последнего героя» - увы. 

Смотрите также: