Без вести найденные. После 6-летнего показа закончилось телешоу Lost

   
   

В российской телепрограмме сериалов, которые можно назвать культовыми, сегодня не так уж мало. Это и «Доктор Хаус», и «Побег из тюрьмы», и «Декстер», и, разумеется, «ископаемые» «Секс в большом городе» и «Отчаянные домохозяйки». В мире же телешоу, которые можно отнести к разряду: «Скажи, что ты смотришь, и я скажу кто ты», ещё больше. Телесериалы и ситкомы (к сожалению, в первую очередь, из Соединённых Штатов – несомненного лидера производства) стали настолько качественным и, хоть и побоюсь этого слова, интеллектуальным продуктом, что их поклонников уже далеко не всегда можно отнести к разряду TV-junkers - потребителей теле-хлама. 

Роман с сериалом: любовь зла

Lost же стал самым культовым: самый непредсказуемый и загадочный сюжет, отменный набор типажей, отличная игра актёров. Поиск ответов на вопросы, которые подкидывали сценаристы каждую неделю в новой серии, заставлял нас забыть о падении цен на энергоносители и акции, отключении горячей воды, деловых встречах и экзаменах – главное было вовремя успеть к телевизору. Роман с сериалом о людях из самолёта, разбившимся над необитаемым островом в Тихом океане, длился целых шесть сезонов – шесть долгих лет. Не каждый брак длится так долго!

Тот, кто присоединился не сразу, отсматривал выпущенные серии залпом и запоем. И пока не навёрстывал упущенное, человек был совершенно потерян для общества.

Удивительный случай любви, направленный не на живого человека, а на теле-историю, наделённую человеческими качествами. Lost, как и полагается живому существу, оказался не без недостатков. Он любил перескакивать с темы на тему – прерывистое повествование и раздражало, и придавало динамики, интриговало. Он становился то слишком занудным, то запутанным, то нелогичным, а последняя серия была настолько эмоциональной: настоящая свадьба с истерикой, скандалом, примирением, танцами, дракой и вызовом милиции!

Но отказаться от этого взбалмошного создания не было решительно никаких сил, хотя каждый фанат не упускал возможности пожаловаться товарищу по несчастью на те и эти недостатки Lost-а.

Как признался один из соавторов, сценарист Деймон Линделоф, ошибок они допустили действительно много – ведь сериал снимали «с колёс». Если нестыковки были крупными, зрители их замечали и тут же «сигнализировали» об этом, мелкие же удавалось убрать самим, да так, что никто из фанатов о них даже не догадывался.

   
   

В то же время, сам факт показа почти в режиме реального времени, лишь добавил  Lost уникальности. За исключением создателей, никто во всём мире не знал, чем закончится эпопея. Авторы тысячи сайтов и блогов на всех языках мира все эти шесть лет занимались тем, что пытались самостоятельно разгадать замысел сценаристов, объяснить нетерпеливым фанатам всё, что происходит в уникальном телешоу.

Вдумайтесь: нам с вами повезло смотреть этот сериал, когда финал действительно не был известен и мог измениться в любую минуту. Этот скрытый интерактив уже не удастся повторить никогда! Все будут смотреть Lost, зная, что эта история уже рассказана до конца. Без вести пропавшие уже навсегда стали без вести найденными.

Боги сегодня

Сериал, заработавший высокий рейтинг, отвоёвывает себе не только миллионы финансирования, но и новые годы жизни. Именно они делают его влияние на нас удивительно сильным и глубоким. Даже самый гениальный фильм никогда не приблизиться по силе своего воздействия с «живым» телешоу, проектом, который продолжают снимать и снимать. Постоянное присутствие сериала экранах с диагональю от 11 до 56 дюймов, - пусть даже он посвящён вторжению пришельцев или путешествиям во времени, - делает его гораздо более реальным и достоверным для нас, чем выпуски новостей. Да, собственно, мы и воспринимаем каждую новую серию в определённый день недели, как очередной выпуск программы «Познер» или «Человек и закон».

Но даже настоящие события, катастрофы и войны далеко не всегда могли вызвать такой трепет и любопытство, какой вызывали новые серии Lost. Вот почему его создатели – современные демиурги, а актёры – не просто звёзды международного масштаба и лица рекламных кампаний, а Герои в мифологическом понятии этого слова. Ведь, как я уже говорила в начале, культовых сериалов не так мало.

Культ сериалов – религия явно политеическая. На Олимпе сегодня восседают Джей Джей Абрамс, Деймон Линделоф, Карлтон Кьюз и ко. Джеффри Либер, написавший пилотные серии «Пропавших»  - он назвал проект «Нигде» - и сам сгинул практически в никуда. Вокруг восседают боги «Доктора Хауса», «Декстера», «Сверхъестественного», «Героев» и даже комедийного «Как я встретил вашу маму». Сценаристы и продюсеры «Визитёров» теснят «Побег из тюрьмы» и «24 часа» - оба сериала уже закончились. Уверенно поднимается наверх «Настоящая кровь» и «Безумцы» - мы все в ожидании новых сезонов. «Секс в большом городе» занял бы места в партере, не разменяйся он на пару крайне пустых широкоэкранных фильмов.

Прочие боги отдельных гор, рек, лесов, а также отдельных луж и деревьев прекрасно делят между собой эфирное время на кабельных каналах. То есть, как и в древней Греции – свободно общаются с простыми смертными и вхожи к ним в дом.

Всё-таки сериалам противопоказано стремиться на большой экран. Там им бесприютно и одиноко, там они чувствуют себя неуместными и потерянными – lost, с маленькой буквы. Им нельзя нарушать границы своих владений, иначе они лишатся своего могущества и волшебной силы – силы овладевать и порабощать умы зрителей. Ведь если своя рубашка ближе к телу, то и собственный телевизор приближен к нему гораздо плотнее какого-нибудь кинотеатра в районном торговом центре.

Смотрите также: