Сегодняшняя аудитория знаменитого комедиографа, которому 30 января исполнилось 85 лет, учёту не поддаётся. Его фильмы по-прежнему возглавляют рейтинги самых продаваемых в России кинохитов. Живи режиссёр в Голливуде, он давно бы стал миллионером. Но патриарх российской комедии жил очень скромно. Солидного капитала своей семье он не оставил. Процент с показа и продажи его картин вдова режиссёра, его дочь и внучка не получают, так же как и наследники других мэтров советского кино. Почему? «АиФ» решил провести собственное расследование.
Таланты и наследники
Самой осведомлённой в этом вопросе оказалась Гильдия кинорежиссёров России. Два года назад здесь попытались помочь вдове Гайдая, актрисе Нине Гребешковой, заключить с киноконцерном «Мосфильм» договор на получение авторского вознаграждения за использование прав на показ фильмов её супруга. Дело даже удалось довести до суда. Но после двух заседаний Нина Павловна свой иск к киностудии забрала.
Ничем закончилась и судебная тяжба с «Мосфильмом» Нины Спиглазовой, вдовы режиссёра Алексея Сахарова (создателя картин «Легенда о ледяном сердце», «Перевал», «Чистые пруды» и др.), чьи фильмы также регулярно появляются на телеэкране. Решение суда потрясло и саму истицу, и юристов, которые представляли её интересы: право на вознаграждение, говорилось в нём, имеют только... композиторы, а для других авторов (режиссёр-постановщик и автор сценария) выплата гонораров за показ их кинолент не предусмотрена. Что, по словам адвоката Гильдии кинорежиссёров Игоря ЛАБУТИЧЕВА, не соответствует действительности. Такое законное право, считает юрист, у режиссёров и их наследников есть. На тот момент оно закреплялось законом об авторском праве 1993 года, согласно которому каждый автор имеет право на выпла-, ту вознаграждения с дохода от любого вида использования его произведения.
Постановлением правительства 1998 года определён минимальный размер такого вознаграждения: например, 3,5% - для композиторов и 5,5% - для режиссёров-постановщиков и сценаристов. Но это право у нас сплошь и рядом нарушалось. Вся прибыль от использования старых советских картин оседала и продолжает оседать в киностудиях, на которых эти фильмы создавались. А прибыли немалые. По самым скромным подсчётам Гильдии кинорежиссёров, только вдове Гайдая киноконцерн «Мосфильм» на момент подачи иска задолжал около 720 тысяч рублей.
Не в лучшем положении находятся и ныне здравствующие режиссёры и сценаристы советских фильмов. Процент от их показа на телевидении и продаж на DVD-дисках ветераны отечественного кино тоже не получают. В Гильдии кинорежиссёров скопилось множество режиссёрских исков к другой киностудии - им. Горького. Имена и названия фильмов, которые в них фигурируют, впечатляют: Татьяна Лиознова («Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе»), Владимир Фокин («ТАСС уполномочен заявить...»), Павел Любимов («Бегущая по волнам», «Школьный вальс»). Итог каждого из этих исков один и тот же: их отклоняли.
Замкнутый круг
И будут отклонять, считает начальник правового отдела Киноконцерна «Мосфильм» Светлана ПЫЛЁВА. Выплачивать режиссёрам и наследникам процент от проката старых кинокартин не позволяет закон. Авторское право на все фильмы, созданные до августа 1993 года (то есть до вступления в силу закона об авторских правах), принадлежит киностудиям, как указывалось в действующем на тот период Гражданском кодексе РСФСР 1964 года. Этот принцип сохранился и при вступлении в силу с 1 января этого года 4-й части нового ГК.
- К сожалению, закон не может изменить правовой режим, который существовал на период создания советских фильмов, - поясняет Пылёва. - Нельзя юридически отобрать авторское право у одного и передать его другому. Морально вести такого рода дела очень сложно. Но закон есть закон.
Самим режиссёрам и их семьям от подобных терзаний ни горячо ни холодно. Не секрет, что сегодня положение многих из тех, кто когда-то был на олимпе кинославы, более чем драматичное.
Впрочем, кое-что для защиты своих прав разобщённые ныне кинематог-I рафисты всё же пытаются сделать. Не так давно президенты авторских гильдий при Союзе кинематографистов обратились с открытым письмом в Федеральную службу по надзору за СМИ, в котором выступили против того, чтобы фильмы советского периода прерывались уродующей их рекламой, что нарушает авторские права на их целостность и неприкосновенность. Пострадавший от телевизионного произвола и правового беспредела известный российский сценарист Александр Лавров пошёл дальше и обратился в Европейский суд по правам человека. Создатель легендарного сериала «Следствие ведут знатоки» надеется, что ему удастся отстоять права российских сценаристов и кинорежиссёров, которые уже давно пора привести в соответствие с международными нормами.
Комментарии
Карен ШАХНАЗАРОВ, кинорежиссёр, гендиректор киноконцерна «Мосфильм»:
- Мосфильм был первой студией, которая начала авторские выплаты с телепоказов фильмов, снятых на нашей базе. Не дожидаясь никаких постановлений, мы сразу определили круг этих лиц: режиссёр, сценарист и композитор. Некоторые авторы получают очень серьёзные отчисления. Хотя, строго говоря, я не обязан это делать, не имея чёткого законодательства по этому вопросу. Мы же занимаемся этим постоянно и продолжаем заниматься до сих пор, так что упрёки в адрес «Мосфильма» в том, что он обделяет своих авторов, мягко говоря, необоснованны. В отличие от «Ленфильма» и Киностудии им. Горького, которые вообще много лет своим авторам ничего не выплачивали. Не знаю, выплачивают ли сейчас.
А вот проблема выплат наследникам действительно существует. Дело это хлопотное и непростое. Но, если этот вопрос будет решён на законодательном уровне, мы, естественно, будем таким решениям подчиняться.
Владимир НАУМОВ, кинорежиссёр, президент Национальной академии кинематографических искусств и наук:
- У нас многие замечательные режиссёры находятся в очень тяжёлом положении, несмотря на то что их фильмы вошли в золотой фонд отечественного кино. На этих фильмах были воспитаны поколения. А сколько денег в своё время они принесли нашему государству! Пора бы уже и отдать им долги. Попытки решить эту проблему мы в академии предпринимали неоднократно, но они, к сожалению, пока не увенчались успехом.
К счастью, сейчас у нас появились возможности помогать ветеранам нашего кино. Благодаря усилиям Никиты Михалкова, которому удалось договориться с одним из крупных российских меценатов, в академии создан Фонд помощи старым работникам кино. Причём фонд солидный - 25 миллионов рублей в год. Хотя, конечно, без государственной поддержки проблему ветеранов нашего кино не решить.
Татьяна Гурьянова
Смотрите также:
- Прокуратура Самары больше не считает фильм «Россия 88» экстремистским →
- «Пираньи» Сергея Жигунова: на что тратятся бюджетные деньги →
- Гагарина снова потащат в суд →