С Фредериком Форсайтом мне крупно повезло. Его дебютный (и, по мнению многих, лучший) роман «День Шакала» достался мне, по тем временам можно сказать, свеженьким - всего-то года через три после публикации, в букинистическом отделе «Академкниги», что на Литейном. Там торговали литературой на иностранных языках и придерживали новинки для постоянных клиентов. Ни название, ни имя автора ничего мне не говорили, однако книгу я взял, поскольку вспомнил, что «Иностранная литература» как раз анонсировала ее выход на своих страницах - а барахла сей уважаемый журнал не печатал. Роман Форсайта произвел на меня сильнейшее впечатление. Хотя, конечно, «впечатлить» неизбалованного советского читателя 70-х было не так и трудно. С переводной литературой детективного (в широком смысле) направления, за относительным исключением классики типа Конан Дойля, Агаты Кристи и Сименона,была труба: у издательств существовали жесткие лимиты и на «иностранщину», и на «развлекаловку», и уж тем паче - на то и другое в комплекте. А «День Шакала» это детектив принципиально иной формации, отечественному читателю в ту пору совсем незнакомой: почти производственный роман, своего рода «Будни стахановца», если, конечно, позволительно уподобить стахановцу наемного убийцу-профессионала. Производственный процесс показан во всех подробностях и на всех стадиях: переговоры с заказчиками, планирование, рекогносцировка, подготовительный период (это, пожалуй, самое интересное), выдвижение на позицию, внимание - пуск! И... на этом, собственно, все. Операция завершена - правда, не совсем так, как планировали заказчики и исполнитель, но отнюдь не по вине последнего. Все действия Шакала были воплощением безукоризненной логики и профессионального совершенства, а подвело его в конечном счете то, что реальная жизнь не всегда логична и всегда несовершенна.
Весьма интересна (и в чем-то поучительна) политическая подоплека описываемых событий. В конце 1950-х, в ходе бесславной войны, Франция теряет свои владения в Индокитае, взрывоопасной становится ситуация и в другой ее колонии - Алжире. На этом фоне к власти приходит генерал де Голль, чьи националистические имперские лозунги находят широкий отклик у приунывших французов. Заручившись диктаторскимцпо сути,полномочиями, де Голль, будучи политиком мудрым и реалистичным, делает разворот на 180 градусов и в разгар взаимной резни в Алжире вступает в переговоры с лидерами алжирских повстанцев, готовя почву для признания независимости этой страны. Понятно, что многие французы, в первую очередь алжирские колонисты и значительная часть военных, почувствовали, что президент их предал, и, сплотившись под эгидой ультраправой полуподпольной организации ОАС, начали приводить в жизнь план государственного переворота, главным пунктом которого было устранение де Голля. После ряда неудачных покушений, поставивших под угрозу само существование ОАС, лидеры организации решают привлечь постороннего «специалиста», никак не связанного с внутрифранцузскими разборками. Тут и появляется Шакал...
Кстати, заявленный «Иностранкой» выход в свет «Дня Шакала» так и не состоялся. Говорят, публикацию запретил лично товарищ Суслов, усмотревший в романе руководство к убийству Брежнева. И, между прочим, не без оснований: если бы те, кто устраивал реальные - и крайне неумелые - покушения на генсека, проштудировали бы перед этим «Шакала», как знать, не потекла бы жизнь нашей страны совсем по иному руслу? Возможно, сходными опасениями руководствовались английские редакторы, двадцать семь раз отвергавшие рукопись этого во всех отношениях сильного произведения.
Искренне ваш, Дмитрий Вересов
Татьяна Устинова, писатель:
«История появления романа «День Шакала» - это настоящая история успеха. Удивительно, но свой главный бестселлер Фредерик Форсайт написал, можно сказать, от нечего делать. Его уволили с работы. И вот всего за 35 дней «ничегонеделания» появился знаменитый роман, который по праву можно называть классикой детективного жанра. Правда, прежде чем «День Шакала» попал на прилавки магазинов, Форсайту пришлось обойти более 20 издательств. Но в итоге роман все-таки был принят и нашел своего миллионного читателя. Мастерски скроенный из правды и вымысла сюжет, необыкновенно притягательный образ главного героя - злодея, наемного убийцы, оригинальная завязка и концовка истории - это основные слагаемые успеха «Дня Шакала». Думаю, эту книгу по достоинству оценит каждый ценитель детективов».
Смотрите также:
- Отар Кушанашвили: Вассерман гениально играет гениальность, потому что гениален →
- Писатель Борис Евсеев: «За частоколом премий не видно литературы» →
- 10 величайших писателей XX века →