Кинопрогноз 2010: российского кино не будет?

В 2009 году самым важным событием отечественного кинопроцесса, как ни странно, стала кончина человека, и человек этот вовсе не кинематографист. Хотя покойный Сергей Михалков отношение к кино имел — был автором нескольких сценариев и создателем некогда популярного киножурнала «Фитиль». Плюс произвел на свет двух крупных кинорежиссеров. И внуков с внучками у него много — почти все они тоже режиссеры, актеры, телеведущие. Но символизм его ухода из жизни в другом. Всю жизнь он был придворным поэтом. При любом режиме держался на плаву и обладал административной властью. Теперь можно точно утверждать: главный сын Сергея Михалкова Никита Сергеевич точно такой же. И будет рулить нашим кинопроцессом до самого конца.

Когда это знаешь, история с Союзом кинематографистов — свержение Михалкова, признание свержения нелегитимным Пресненским районным судом (богемным филиалом басманного правосудия) и триумфальное возвращение кино-Наполеона — кажется фарсом с заранее предсказуемым концом. В российском кинопроизводстве все будет идти как шло, а если и изменится, то только когда произойдет чудо или зародятся новые социальные формы жизни в креативных продюсерских головах. В итоге любая движуха, вроде успешного трудоустройства в Голливуде Тимура Бекмамбетова, происходит помимо кинематографических союзов. Хедхантером Бекмамбетова стал Первый канал, запустивший «Дозоры» и сиквел «Иронии судьбы». В этом году Бекмамбетов приехал из Голливуда в командировку и привез анимационный мегахит «Девять», спродюсированный им совместно с Тимом Бертоном. В принципе Бекмамбетов — единственный на данный момент русский гастарбайтер, более-менее успешно зарабатывающий очки в Голливуде.

Уходящий год для нашего кино — год малых бюджетов. Последний масштабный проект случился в первой половине года. Это «Обитаемый остров». Своим коммерческим провалом он снова показал: без сотрудничества с телеканалом уровня Первого или «России» с их сумасшедшей рекламной раскруткой наш кинорынок еще не готов отбить большие бюджеты. Сам же Первый, вместо того чтобы запустить еще кого.нибудь кроме Бекмамбетова, изошел на телесериалы. Новые же масштабные проекты (скорее всего, из.за все того же кризисного оттока инвестиций и сужения рекламного рынка) не запускаются и запускаться не будут. На этом фоне было бы логично предположить, что ставку надо делать на низкобюджетные фильмы с нетрадиционной подачей материала. Недавняя революция в области телесериалов (вроде «Доктора Хауса») показывает, в каком направлении все должно развиваться. Но это все рынок мировой. У нас же как были «Ранетки» и «Папины дочки», так и осталось. По этой причине — неготовности нашего телерынка к крутым переменам — по аналогии и в кино можно прогнозировать то же самое.

Оглядываясь на премьеры года этого, можно, конечно, предположить: что-то будет и в 2010.м. Был же достойный «Волчок», авторский фильм драматурга и режиссера Василия Сигарева, или более универсальные — победитель ММКФ «Петя по дороге в царствие небесное» Николая Досталя, «Царь» Павла Лунгина, «Чудо» Александра Прошкина… Но все это малоубедительно: фильмы достойные, но круги на воде быстро затухают. Когда выпускает очередной фильм Тарантино, это создает всплеск, сравнимый с цунами, как это было с премьерой «Бесславных ублюдков». Когда у нас снимает новый фильм Алексей Балабанов — тоже. Но Балабанов в этом году ничего не снял.

   
   

Все права на этот материал принадлежат журналу «Идея Икс». При опубликовании этого материала в Интернете обязательна ссылка на журнал «Идея Икс» и сайт AIF.RU.