Эдуард Успенский, Григорий Остер, Юрий Энтин, Александр Курляндский, Анатолий Савченко и Алексей Котёночкин призвали Дмитрия Медведева защитить их авторские права
Задушить производство
Взяться за перо писателей заставило другое письмо. Направил его в прошлом году замминистра культуры Александр Голутва в подведомственный ему фильмофонд «Союзмультфильм». В письме говорилось, что абсолютно все права на использование советских мультфильмов, в том числе и на использование персонажей, принадлежат только этой организации.
«…Теперь по милости лихих коммерсантов нам придётся тратить свои силы и нервы в длительных и позорных для страны судебных процессах с компаниями-производителями…» - пишут в своём обращении авторы мультфильмов.
А несколькими днями ранее с открытыми письмами, но уже к председателю Совета Федерации С. Миронову, обратились известные художники-мультипликаторы Юрий Норштейн и Эдуард Назаров. «Фильмофонд» искусственно отделён от киностудии «Союзмультфильм». В результате киностудия оказалась лишена возможности существовать и производить новые фильмы, используя своё творческое наследие. Она практически погибла, так как со студии в период безвременья разбежались мультипликаторы - профессионалы высокого класса. Ныне павильоны для съёмок, рабочие площади переоборудуются под кабинеты чиновников. Став полновластным хозяином всей коллекции мультфильмов, составляющей золотой фонд отечественной мультипликации, «Фильмофонд» распоряжается ею исключительно в своих интересах, заявляет в своём обращении Норштейн.
Эдуард Назаров целиком поддерживает коллегу и добавляет: «Фильмофонд» утверждает, что авторам вообще не на что претендовать, поскольку в советские времена они выполняли «служебные задания», работая над фильмами. Действительно, студия «Союзмультфильм» делала фильмы и по заказу (учебные, пожарные, рекламные, для Госстраха и Минздрава) - эти «служебные задания» студии приходилось выполнять в промежутках между своими «родными» фильмами, уступая просьбам администрации студии. А «золотая коллекция» студии «Союзмультфильм» никоим образом не является служебным заданием, поскольку никому из авторов студия таких мультфильмов не заказывала и не инициировала их создание. Эти фильмы мы, авторы, создавали исключительно по своей воле, по своему вдохновению».
Вообще же скандалы вокруг злополучного «Фильмофонда» начались ещё в 1992 г. Тогда права на «золотую коллекцию» советских мультфильмов продали американцам. Одним из организаторов той сделки с американской стороны выступал советский актёр Олег Видов. Лишь 15 лет спустя бизнесмен Алишер Усманов перекупил мультклассику и вернул на Родину.
Художники против сценаристов
Противостояние между непосредственными создателями мультфильмов и «Фильмофондом» достигло критической точки.
У «Фильмофонда» своя правда: по словам его директора Василия Шильникова, в его распоряжении есть документ, который подписан более чем 40 мультипликаторами в Министерстве культуры. В нём якобы зафиксировано: мультипликаторы согласны с тем, что ФГУП является единственным правообладателем на персонажи.
Сами мультипликаторы об этом документе ничего не знают: «Такого документа не существует в природе, - говорит Эдуард Назаров. - Эта организация всегда вела себя с нами так, как будто мы никто!»
Художники и сценаристы могли бы объединиться в своих усилиях. Но! Их взгляды на то, какой должна быть эта самая «справедливость», сильно разнятся. Художники считают, что за использование изображения мультгероев, а также отдельных кадров из мультфильмов гонорар должны получать только они. Сценаристы же уверены, что и они имеют право получать отчисления.
Возмущённые речи и законные требования передовиков советского мультпроизводства услышали не только журналисты, но и все россияне, которые любят их мультфильмы. Не слышат их только там, где уже давно должны были разобраться с этим вопросом, - в Министерстве культуры.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
Василий Шильников, директор ФГУП «Фильмофонд» киностудии «Союзмультфильм»:
- Закон однозначно говорит: персонаж - это часть произведения. Если вам принадлежит целое произведение, то вам принадлежит и право на его персонажей. Я не понимаю, как целую страну могли убедить в том, что отцом Чебурашки, в том образе, в котором мы знаем этого героя, является Успенский?! Его детище - лишь литературный образ Чебурашки: зверёк с заячьей головой и большими жёлтыми, как у филина, глазами. До мультфильма этот Чебурашка именно так и изображался. Композиторы, кстати, единственные, кто чётко понимает: есть мелодия песни, а есть фонограмма как часть фильма с репликами героев и голосом исполнителя. Они могут использовать в своих целях мелодию, но не фонограмму. Ведь тому же Успенскому никто не запрещает продавать книги, по которым были сняты мультфильмы.
Что касается художников, то: все они были штатными сотрудниками и получали зарплату. Поэтому по закону плоды их труда передавались предприятию. Кроме того, персонаж - это не рисунок, а многокомпонентный аудиовизуальный образ. Вы хоть раз видели, чтобы в титрах был указан автор персонажа? Нет! Это говорит о том, что персонаж не был создан кем-то отдельно, а потом внесён в фильм.
Теперь об искусственном разделении фильмофонда и «Союзмультфильма», о котором говорит Норштейн. В 2001 г. указом президента на всех киностудиях страны (за исключением «Мосфильма») было выделено Творческое производственное объединение. Так появились ТПО Киностудии им. Горького, ТПО «Ленфильм» и т. д. Все эти ТПО были оснащены производственными мощностями, и всем им предоставили право акционироваться. По сути, каждую студию разделили на производственный отдел и фильмофонд. Творческое наследие киностудий, созданное до 2001 г., осталось за фильмофондами, то есть за государством. И это правильно. Советское кинонаследие - это уже национальное достояние, и оно не должно приватизироваться и принадлежать частным лицам.
Смотрите также:
- Акунин: «Когда обанкротятся лидеры оппозиции, вместо них появятся более толковые» →
- Шахназаров опроверг слухи о сносе павильонов «Мосфильма» →
- Путин простил долги аниматорам и пожурил их за молчание →