Галина Волчек: «Распущенность - это не свобода!»

Несмотря на лето и сезон отпусков, Галина Волчек напряжённо готовится к новому театральному сезону…

   
   

4 года Дум…

- Как сказал знаменитый историк Соловьёв: «Горе тому обществу, где порок не ищет тёмных углов, а горделиво разгуливает при дневном свете по улицам и площадям». Галина Борисовна, когда шла к вам на интервью, услышала разговор парней: «Что-то скучно, может, какого-нибудь таджика забить?» Мне стало реально страшно…

- Это приводит в ужас любого нормального человека. Даже если над животными измываются, уже дух захватывает! Не знаю, что хочется сделать с детьми, которые кидают с крыши кошек. И, главное, конечно, с их родителями. А уж человек, способный сказать то, что вы сейчас процитировали, вообще не должен жить на земле.

- Но ведь у любого явления есть истоки, причина. Из-за чего произошло такое оскотинивание молодёжи? Что послужило толчком - сложное время, пьющие родители?

- Всё вместе. Понятие «свобода» сейчас трактуется совсем не так,  как  следует его понимать. Сегодня для многих свобода - это прежде всего  распущенность, вседозволенность, внутренний фашизм, истоки которого -  в пустоте и отсутствии духовных ценностей.

Чувствую ли я себя свободной? Далеко не всегда. И не поверю тому, кто скажет: «Я абсолютно свободен». Зависимость у нас есть от всего, даже от погоды, не говоря уже о людях - тех, кто близко и кто далеко.

Меня многое пугает сегодня в современной России. Отношение людей друг к другу и к понятиям «человек», «душа»... Что такое подлинный, настоящий патриотизм? Это ведь не лозунги, не крики. А любовь к месту, где родился и живёшь, доброе отношение к тем, кто тебя окружает.

   
   

- Медведев и Путин предпринимают огромные усилия, чтобы изжить самые уродливые явления из экономики, политики, общественной жизни, судебной системы. А что вы, режиссёр и гражданка нашей страны Галина Волчек, считаете позором для российской демократии и хотели бы изменить?

- Вижу, вы меня хотите проинтервьюировать на тему политики. Сразу скажу: не дамся. Не потому, что чего-то боюсь. Просто я давно сказала: для меня политика - это то, что я делаю в театре. Я была в Думе 4 года. И не жалею об этом. Художнику полезен любой опыт, тем более такой - активный. В те годы я поняла очень серьёзную вещь. Для меня главное - это человек. Поэтому и занимаюсь своей профессией, поэтому и любимый драматург мой - Чехов. А в политике, мне кажется, нет места человеческим отношениям. Во всём мире на это - красный свет светофора. Там, в политике, другие законы.

Абсолютно другие! И хотя большинство из них мне понятны, я их не приемлю.

- За рубежом пресса писала о вашем «Крутом маршруте»: «Это потрясающий спектакль блистательного режиссёра Галины Волчек, которой удалось показать людей, застрявших между надеждой и отчаянием в сталинские времена». Россия сегодня тоже переживает сложный период. Мы сейчас - страна контрастов. Один покупает яхту за несколько миллионов долларов, другой собирает копейки на лекарства…

- Разница между людьми, о которой вы говорите, унизительна и чудовищна. Я думаю, эти язвы общества видят все. Откуда они взялись? Мы мчались 73 года с невероятной скоростью в одну сторону. А потом вдруг круто, без торможения, паровоз развернулся и полетел в другую. Безусловно, это был грандиозный стресс, в результате которого возникли общественные «болячки». Понадобится не один десяток лет, чтобы всё пришло в какое-то равновесие, чтобы все были сытыми, ухоженными, могли купить любое лекарство. Чтобы люди чувствовали себя людьми на земле.

«Не прощаю предательства»

- В «Современнике» звёздная труппа, к каждому актёру нужен свой подход. На какие хитрости идёте, чтобы артист работал на полную катушку?

- Хитрости? Если вы хитрить начнёте, артист вас сразу расколет. Думаю, удерживаю коллектив тем, что все знают: я - открытый, нормальный человек. Есть, конечно, такие, которые скажут: «Волчек - такая-сякая,  кричит на нас». Но не думаю, что таких много будет. В коллективе всегда найдутся обиженные. Справедливо в большинстве случаев обиженные. Бог ведь по-разному талант отмерил. Но, по крайней мере, ни у кого в «Современнике» нет возможности сказать, что я взяла на работу своего сына или мужа и в первую очередь даю роли им.

Все в театре знают, что могут прийти ко мне с любым вопросом - будь то  творческий конфликт или серьёзная бытовая проблема. Я всегда постараюсь разобраться, помочь. Причём не только ведущему артисту. Коллектив же не из одних актёров состоит. Помню, я ходила просить за одного нашего рабочего, которого очень уважаю и ценю. Его ситуация была кошмарной: в одной комнате в коммуналке жили  несколько человек плюс больной ребёнок. В префектуре мне пришлось отшагать три высоченных пролёта, прежде чем добралась до нужного кабинета. Слава богу, квартиру нашему сотруднику дали. Я это к тому говорю, что моя жертва была почти физической - здоровье не очень позволяет мне ходить по высоким лестницам. Но у меня даже не возникло сомнений в том, так ли уж необходимо до этого кабинета карабкаться.

А если надо быть жёсткой, тоже могу. Не могу простить предательства. Никому. И мужу не смогла. Ни артистам. Однажды руководство театра вынуждено было отменить спектакль: артист взял бюллетень, а замены на эту роль не было. Зрители, сдавая билеты, очень возмущались. потом мы узнали, что в этот же вечер актёр на соседней улице играл в антрепризе. Наутро его в труппе театра уже не было.

- Елена Яковлева пыталась уйти из «Современника» в другой театр. Но вы её приняли назад. Трудно вам это далось?

- Нет. Я видела, что она абсолютно искренне раскаивается. Если человек способен осознать свою ошибку - только не притвориться, а осознать! - я всегда прощу. Скажу: «Всё, сняли эту тему, забыли!» И никогда потом об этой ошибке человеку не напомню, никогда.

Читайте также: 

Галина Волчек: «Кризис отразился и на театре, и на мне»