На лицах - отблески догорающей свечи. Тихое таинство света, мрачная молчаливость теней передают напряжённость сцены. Более двух столетий считалось, что автором картины является голландский художник Геррит ван Хонтхорст. Но однажды специалист из Эрмитажа высказала сомнение в правильности определения принадлежности живописного полотна, а эксперты из прокуратуры помогли установить имя истинного творца шедевра. О том, как разворачивалась эта почти детективная история, журналу о духовном единстве народа «Орден» рассказал заместитель генерального прокурора РФ Александр Звягинцев. «АиФ» предлагает выдержки из его статьи.
Сентябрьским утром 1972 года, когда Париж ещё спал, от Лувра в сопровождении эскорта вооружённых мотоциклистов отошла бронированная машина. В аэропорту из неё вышли двое мужчин, а грузчики вынесли из машины ящик и внесли его в самолёт, который направлялся из Парижа в Москву.
Директор Львовской картинной галереи Борис Возницкий, которого провожал представитель министерства культуры Франции, вывозил картину выдающегося живописца первой половины XVII столетия Жоржа де Латура «У ростовщика». Почему полотну понадобился эскорт из вооружённых мотоциклистов?
- Французские искусствоведы, которые исследуют творчество Латура, - рассказывал Борис Григорьевич, - не были уверены, что картина «У ростовщика» принадлежит кисти знаменитого художника из Лотарингии. На тот момент считалось, что в мире существует 31 картина Латура, причём только на восьми из них значилась собственноручная подпись художника. было также известно про существование в разных странах ещё около двух десятков картин, авторство которых в разное время исследователи приписывали Латуру. Вместе с этими работами на выставку картин Латура в Париж была приглашена и картина «У ростовщика» из Львова.
Старейший знаток Жоржа де Латура профессор Ф. Паризе приписал львовский оригинал другому мастеру. Кто же первый высказал предположение, что автор полотна «У ростовщика» именно Жорж де Латур?
В 1953 году это сделала старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Мария Илларионовна Щербачёва. Не имея прямых аналогий, она сопоставила это творение и уже известные работы мастера: детально проанализировала сюжет, композицию, светотень и манеру живописи, присущие многим на первый взгляд простым по сюжетам картинам Жоржа де Латура.
«Уже через несколько месяцев после возвращения картины из Лувра, - рассказывает Елена Рипко, замдиректора Львовской картинной галереи по научной работе, - нас попросили отправить полотно в Ленинград, где формировалась выставка работ последователей итальянского мастера Караваджо. Когда картина прибыла в Эрмитаж, верхний слой лака оказался местами повреждён. Требовалось вмешательство реставратора. Работы провёл ленинградский реставратор И. Косолапов. Он же вместе с профессором из Москвы Золотовым изучил картину в инфракрасных лучах. При обследовании очередного участка полотна реставраторы обратили внимание на загадочный след кисти в левом углу картины. К исследованию подключили криминалистов. Мне довелось долгие годы работать с прокурором-криминалистом Львовской областной прокуратуры Александром Герасуном и его помощником Юрием Седовым. Они рассказали следующее:
- Нам надо было не только рассмотреть подпись, выявленную специалистами, в инфракрасных лучах, но и сфотографировать её. А потом с помощью ультрафиолетового облучения установить её подлинность.
Криминалисты не только рассмотрели размытую подновителями более поздних времён (ведь картине около 400 лет) подпись, но и с помощью аппаратуры смогли подтвердить, что краски, которыми написана картина, и та краска, которой сделана подпись, нанесены на холст в одно и то же время. Требовалось подтвердить ещё и авторскую принадлежность подписи. Искусствоведы Львовской картинной галереи пришли к выводу, что подпись на полотне «У ростовщика» ближе всего к той, которая поставлена на картине «Отречение Петра», принадлежащей к раннему периоду творчества.
Картину «У ростовщика», на которой криминалисты нашли девятую подпись Латура, долгие годы считали принадлежащей кисти голландца Хонтхорста. Под этим именем на протяжении двух веков полотно кочевало из одной частной коллекции в другую и, наконец, перешло в фонды Львовской картинной сокровищницы. Кстати говоря, когда картину упаковывали для отправки из Парижа во Львов, комиссар выставки Пьер Ландри в частной беседе сказал Возницкому: «Полотно «У ростовщика» можно оценить в 1 млн. 600 тыс. долларов». Французский учёный говорил серьёзно, так как за произведение Латура «Шулер» в Лувре ему заплатили 2 млн. долларов. Сейчас шедевр Латура «У ростовщика» оценивается уже в 5 млн. долларов. По данным журнала «The Art Newspaper», выставки произведений Жоржа де Латура в Европе пользуются самой большой популярностью. Их посещает более 5,5 тыс. зрителей в день.
Справка
Жорж де Латур (1593-1652) - французский живописец. Творчество мастера, забытое после его кончины, было заново открыто только в 1940-е годы. Для его картин характерны геометрически строгая композиция и напряжённость религиозного чувства. Картины Латура обычно представляют собой освещённые пламенем свечи ночные сцены, написанные в манере Караваджо. Художник любил изображать библейских персонажей в обличье нищих и крестьян. Типичными для его творчества являются такие работы, как «Новорождённый» (Ренн, Музей изящных искусств), «Поклонение пастухов» (Лувр), «Мученичество св. Себастьяна» (Берлин - Далем, Государственные музеи), «Скорбящая Магдалина» (Нью-Йорк, Метрополитен).
Смотрите также:
- Золотых дел мастера. Ювелиры в известных произведениях искусства →
- К 80-летию известного художника: вышла книга «Виктор Попков» →
- Уникальность жизни. Волшебство через фарфоровую реальность →