Канн-09: Ханеке получил главный приз, а фон Триер - выговор от жюри

   
   

Об этом, как сообщает AFP, объявила председатель жюри Изабель Юппер на воскресной церемонии закрытия фестиваля.

Действие фильма происходит в немецкой протестантской деревне в 1914 году. От лица рассказчика – молодого школьного учителя, который вспоминает события того года, зрители узнают о серии странных смертей. Под подозрение попадает семья рассказчика, отец которого, пастор, воспитывает своих детей в предельной строгости.

Режиссер дает картину застывшего во времени общества, когда между старшими и молодыми поколениями образовалась огромная пропасть. В результате возникает авторитарное общество, которое с одной стороны не дает детям не только реализовать свой потенциал, но и нормально развиваться, а с другой - ведет к вырождению старших поколений.

- Моя жена иногда спрашивает меня, счастлив ли я. Мне кажется, что счастье - это очень эфемерное состояние... Но сейчас я точно могу сказать, что я по-настоящему счастлив! Я задумал фильм около 10 лет назад, пытаясь понять причины тоталитарного общества, фашизма, фанатизма и международного терроризма. Корни этих зол находятся в одном - возведении в догму, в абсолют принципов, которые первоначально могли иметь позитивные стороны для общества, - заявил в Канне Михаэль Ханеке. - Задача искусства задавать вопросы, а не предлагать решения. Если вы хотите услышать от меня ясных ответов, то я не смогу выполнить ваше желание.

Кстати, название картины происходит от традиции в ряде районов Германии повязывать подросткам на предплечья белые повязки в знак их обязательств строго придерживаться христианских норм поведения.

Отметим, что до этого своего триумфа Ханеке получал в Канне пять различных наград, но «Золотой пальмовой ветви» в коллекции его трофеев еще не было.

«Гран-при» фестиваля был присужден французскому режиссеру Жаку Одияру за его картину «Пророк» («A Prophet»). Приз в категории лучший актер достался австрийцу Кристофу Вальтцу, сыгравшему в фильме Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» («Inglourious Basterds»). Лучшей актрисой была названа француженка Шарлотта Гензбур, исполнившая роль в картине Ларса фон Триера «Антихрист» («Antichrist»), также получившей «антипремию» жюри как «самый женоненавистнический фильм». В специальном заявлении говорится, что самозваный «лучший режиссер мира», как охарактеризовал себя фон Триер, сделал женоненавистническую картину, из которой следует, что женщин хорошо бы сжечь на костре, как средневековых ведьм

Лучшим режиссером был признан филиппинец Брийанте Мендоса, снявший картину «Кинатай» (Kinatay, «Убой»). Лучшим сценаристом жюри назвало китайского режиссера Лоу Йе, написавшего сценарий к фильму «Весенняя лихорадка». Приз жюри фестиваля разделили между собой две картины – «Аквариум» («Fish Tank») британки Андреа Арнолд и «Жажда» («Thirst») корейского режиссера Пак Чхан Ука.

Спецприз за заслуги перед кинематографом получил французский режиссер Ален Рене, снявший ленту «Сорняки» («Wild Grasses»). Специальную премию «Золотая кинокамера» за лучший дебют вручили австралийцу Уорвику Торнтону за картину «Самсон и Далила» («Samson and Delilah»). Лучшим короткометражным фильмом была признана «Арена» (Arena) португальского режиссера Жоао Салавизы.

Альтернативные награды

Международная ассоциация кинокритиков, ФИПРЕССИ, отметила наградой «Белую ленту» Михаэля Ханеке в главном конкурсе и фильм «Полицейский, прилагательное» Корнелиу Порумбойю в «Особом взгляде».

Главный приз «Особого взгляда» получила греческая картина «Клык» молодого режиссера Йоргоса Лантимоса, а приз жюри также достался румыну Корнелиу Порумбойю, чья первая картина «12.08 к востоку от Бухареста» в 2006 году была премирована в Канне Золотой камерой.

Смотрите также: