«Знамение» — один из тех фильмов, которые постоянно напоминают вам всё, что вы уже видели раньше. Впрочем, сказать, что это пошло фильму во вред, тоже нельзя. Судите сами: экшен катастроф из «Пункта назначения», пафос «Дня, когда Земля остановилась», накал страстей «Армагеддона», пугалки из какого-нибудь «Звонка» и саундтрек из «Хранителей» — не самый плохой, хотя и не самый оригинальный набор заимствований.
Единственное, что, пожалуй, хотелось бы оставить за кадром — это беспрерывно слезоточащее лицо Николаса Кейджа. Помните про накал страстей? Так вот, его в фильме хватает и так. Предсказания катастроф, которые сбываются с неумолимой точностью и жестким натурализмом; непонятные белолицые существа, раздающие направо и налево «чёрные метки»; вещие сны, являющие образы чуть ли не геенны огненной; и да, конечно, девочка в белом платьице и черными волосами — куда же без неё. А теперь сдабриваем всё это приличной долей библейской символики и извечным конфликтом отца и сына — и получаем в меру страшный триллер с в меру прозрачным социальным подтекстом.
И тут появляется он — наш герой, скорбящий вдовец, отец-одиночка, профессор астрофизики, заливающий горе виски и — периодически — не особенно скупой мужской слезой. В эти моменты понятие об умеренности, видимо, покидало сценариста «Знамения» (благодаря проискам врагов или маркетологов — не меньше) — и, как говорится, полилось. Так что особам, не особенно сентиментальным и не испытывающим большой любви к исполнителю главной роли, фильм рекомендован к просмотру только на широком экране — сцены падающих самолётов и мировых пожаров захватывают настолько, что даже чрезмерная чувствительность главного героя не способна испортить впечатления от увиденного.
Кстати, ещё одной жертвой маркетинга пало оригинальное название фильма, которое на самом деле звучит как «Знание» (Knowing). Впрочем, такую замену вполне можно понять: «Знамение» — отличный вариант для фантастического триллера, на который скорее хлынет публика; «Знание» — больше подходит для драмы, носителем которой в фильме, к счастью или нет, является не только впечатлительный астрофизик. Ведь именно знание превращает в кошмар всю оставшуюся жизнь маленькой девочки, впервые увидевшей будущее человечества. И именно оно заставляет до этого уверенного в себе учёного осознать свою полную беспомощность перед перстом судьбы, Бога или чего-то там ещё.
И хотя фатализм «Знамения», как того требуют законы жанра, скрашен надеждой на светлое будущее, акценты, расставленные авторами, очевидны. Финал фильма окончательно отвечает на вопрос, на чьей, по версии режиссёра Алекса Пройаса, стороне правда — астрофизика, знающего, что ожидает человечество, и мечущегося в попытках спасти сына, или священника, слепо верящего в предначертанный ему путь. Так что никакой мозголомательной морали, на которую можо было надеяться после первых трейлеров фильма, не будет, не надейтесь. Скорее вас ожидает этакий лайт вариант, своеобразное кино-откровение в обработке для учащихся младших классов.
Ну а если философские метания и вопросы детерминизма вас и вовсе не волнуют, можете забыть про все версии подтекстов и спокойно наслаждаться фильмом, как экшеном. С десяток моментов, где можно вздрогнуть, подпрыгнуть и даже вжаться в спинку кресла, зависнув с недожёванным попкорном во рту, вам обеспечены.
Смотрите также:
- Режиссер Николай Лебедев: «Не надо забывать, что нам всем здесь жить!» →
- Валентин Гафт: «Нельзя, чтобы люди зверели...» →
- Владимир Хотиненко: «Нам мудрости хватит» →