С чем у иностранцев ассоциируется Россия? Конечно, с Москвой: Красная площадь, Кремль, Большой театр, ГУМ, «Рабочий и колхозница»… Но мы-то все понимаем, что Москва с её укладом и ритмом жизни, с пробками, отелями и достопримечательностями — это скорее исключение, нежели правило. Чтобы лучше понять, чем живёт Россия, надо отправиться хотя бы в Рязань, Ярославль, Нижний Новгород, Ростов. А ещё лучше — в Ставрополь, Нягань или вообще Сургут.
Вот и с Бразилией та же самая история. Бразилию мы знаем только по Рио-де-Жанейро: Иисус-Искупитель, гора Сахарная голова, фавелы, «Маракана», вертолётные прогулки… Но вся остальная Бразилия, даже одноимённая столица страны, разительно отличается от Рио. И о стране лучше всего судить по небольшим городам. Даже не по региональным Сан-Паулу, Сальвадору или Ресифе, а, например, по забытой всеми Куябе, которой каким-то образом выпала честь принимать матчи Чемпионата мира по футболу, включая игру Россия – Южная Корея.
Вот и познакомились российские болельщики с этим полумиллионником с двумя с половиной достопримечательностями, огороженными от окружающего мира двухметровыми заборами с натянутыми на них ограждениями под высоким напряжением — так сохраннее будут.
«В Куябу приехали мои бабушка с дедушкой. Они жили в одном из регионов штата Мату-Гроссу, работали крестьянами и решили перебраться в районный центр. С тех пор мало что у нас изменилось. В городе, конечно, главный бизнес — розничные продажи. Но регион кормится от фруктов, овощей, мяса», — рассказывает Анджело, местный потомок выходцев из Италии, пытавшийся продать российским туристам футболки с надписью СССР вместе с другими раритетными формами таких сборных, как Аргентина, Бразилия, Германия и даже Перу.
Самым же популярным неофициальным бизнесом, с которого вряд ли кто-то платит налоги в казну, является мототакси. Смысл прост: местный житель покупает мотоцикл. Конечно, это делается в первую очередь для собственного передвижения. Но от побочного заработка в Бразилии вряд ли кто-то отказывается.
«У нас тут огромная конкуренция. Практически каждый парень, у которого есть мотоцикл, принимается распечатывать объявления и клеить их на стены, предлагая услуги мототакси. Мы готовы приехать в любую часть города в любое время. Особенно популярен маршрут до аэропорта. Сейчас как раз на протяжении всей трассы в аэропорт идёт большая стройка, вот люди и пытаются объехать пробки», — объясняет Ренато — один из мототаксистов.
Большая стройка вдоль дороги должна была завершиться за несколько месяцев до старта Чемпионата мира — прокладывали как раз рельсы скоростного трамвая, который должен был бы доставлять приезжающих из аэропорта в центр города. В планах, конечно, была и ветка до стадиона, но от неё отказались уже на ранней стадии планирования, когда стало ясно, что в срок поспеть не удастся.
Уже по ходу Чемпионата мира строиться продолжали не только трамвайные пути: рабочие выкладывали клумбы, клали плитку вместо усеянного ямами и выбоинами асфальта, в центре стояли недовозведённые отели, а неподалёку от стадиона стояли недостроенные дома, на которых всё равно висели объявления о сдаче комнат на время ЧМ-2014.
«Достроенные дома стоят очень дорого. Обычные болельщики не всегда могут себе это позволить. Вот мы и сдаём эти комнаты. Они только выглядят недостроенными из-за черновой отделки, внутри же всё в порядке, есть душ и туалет на улице, стоят кровати, проведено электричество. Мы даже завтраки нашим клиентам предоставляем и трансфер до аэропорта. А до стадиона от нас всего 500 метров, вы сами видите», — пыталась и нас уговорить снять её комнату синьора Каролина.
Она же стала третьей, кто посоветовал спрятать камеры в рюкзаки и достать только тогда, когда мы подойдём к самому стадиону, чтобы никто не польстился на нашу аппаратуру. Вторым был парень по имени Рикардо, относящийся скорее к среднему классу бразильцев, такому же малочисленному, как средний класс в России. Он подкараулил нас на заправке.
«Я специально решил подождать вас, потому что заметил, что вы из России, и хотел предупредить. Не носите так открыто свою камеру. В этом районе всякое может произойти. Я здесь вырос, поэтому у меня вошло в привычку не доставать на улице сотовый телефон, не носить так открыто фото- и видеокамеру. У вас отнимут камеру и продадут, чтобы купить наркотики. Я просто хочу, чтобы у вас о нашем городе остались приятные впечатления», — попытался объяснить он, вызвавшись ещё и от греха подальше подвезти нас почти до самого стадиона, где Рикардо и жил.
Первой с подобным предупреждением выступила студентка в автобусе. Она практически не говорила на английском языке, но с готовностью вызвалась объяснить нам, как на общественном транспорте добраться до стадиона, попросила у водителя едва ли не вывести нас на нужной остановке, чтобы пересесть на другой маршрут. А под конец сказала, что, когда мы будем выходить, камеру лучше спрятать.
И такая общительность характеризует каждого жителя Куябы, который встречался нам на пути. Они по большей части ни слова не знают по-английски, но до бесконечности готовы повторять вам одно и то же в надежде, что вы в конце концов всё-таки поймёте, что они хотят вам сказать.
Нас много пугали Бразилией, но оказалось, по крайней мере, в Куябе, что ситуация очень напоминает подготовку к Олимпиаде в Сочи. Мы сами создали огромнейший негативный фон вокруг зимних Игр, напугав полмира. Вот и бразильцы слишком сильно усердствуют, нагоняя страха на гостей. На самом деле мы гуляли по улицам Куябы едва ли не до часа ночи, пройдя от стадиона мимо «опасного» района с проволокой под напряжением на заборе, мимо центра ночной жизни — до географического центра. Там взяли такси просто потому, что в пять утра надо было лететь в Рио.
По пути нам встречались наши болельщики, добиравшиеся пешком прямо до аэропорта, откуда с пересадкой планировали улететь, забыв про Куябу, наверное, навсегда. В аэропорте они, если повезло, попытались заснуть на немногочисленных железных скамейках. Те, кому повезло меньше, спали либо на деревянных палетах, либо прямо на полу.
Самый маленький город из принимающих матчи Чемпионата мира 2014 года оказался не готовым к проведению турнира такого масштаба. Но всё равно провёл его. В этом же городе Мундиаль пользовался ещё и самой большой поддержкой населения.
В общем, если подводить итог, Куябу, где наши ещё и не смогли обыграть Южную Корею, как город хочется поскорее забыть. Но хочется сохранить где-то внутри память о тех людях, которые повстречались нам в этом городе. В Рио таких практически не будет — большой город накладывает на население свой отпечаток…