При зажигании «чека» на приборной панели водители делают диагностику и в некоторых случаях получают ответ, что виновата турбина. Ремонт ее дорог и владельцы откладывают расходы на потом, продолжая ездить на автомобиле, компенсируя потерю мощности более высокими оборотами. Однако система турбонаддува современных малолитражных двигателей не может быть исключена из схемы функционирования силового агрегата, и при нарушении ее функционирования страдают другие технические узлы. Насколько опасна эта поломка для транспортного средства?
Работа турбины контролируется электроникой, которая фиксирует ее состояние по результатам выдаваемого давления, из-за чего можно выявить повреждение на самой начальной стадии. В этом случае ремонт не всегда оборачивается высокими тратами. Однако если затянуть с устранением неисправности, то весь турбокомпрессор потребует замены.
Большую роль играет равномерность работы. Повреждения системы впуска вызывают скачки давления, а при высоких оборотах турбины они могут привести к поломкам подшипников. Его повреждение вызывает люфт оси, из-за чего турбина начинает вибрировать и разбивать посадочные места в корпусе и уплотнители.
Корпус теряет герметичность, и масло уходит в коллектор мотора. Через образовавшиеся щели прорываются горячие выхлопные газы, температура которых может достигать 850 градусов. Противостоять такой температуре не может никакое масло, из-за чего оно пригорает и закоксовывается на подшипниках и подвижных элементах, что приводит к резкому увеличению сил трения и окончательному выходу турбины из строя.
Бывает что турбину заклинивает, из-за чего ломаются ее лопасти, осколки которых летят во впуск. В этом случае повреждения может получить уже двигатель.
Поэтому турбину необходимо ремонтировать сразу после появления первых ошибок в ее работе. Если повезет, то можно обойтись простой дефектовкой и заменой уплотнительных колец. В иных случаях турбина меняется целиком.
Распознать повреждения турбины можно по неравномерной работе мотора на холостом ходу, по диагностическим ошибкам неправильной смеси и по потере герметичности системы впуска.
Чаще всего к поломкам турбины приводит несвоевременная замена масла. На большинстве автомобилей интервал технического обслуживания определен в 15 тыс километров. Но это слишком много при эксплуатации транспортных средств внутри городского трафика. Лучше всего менять масло и фильтра после пробега в 10 тыс. км, а для машин возрастом свыше 10 лет — через каждые 7 тыс. км пробега. Тогда ресурс турбины увеличится до 150 тыс. км.