Раньше, когда смазочные материалы имели минеральную основу, диапазон их вязкости был не очень велик. Поэтому существовали отдельные сорта для жаркой погоды, умеренной и холодной. Кроме того, температурная стойкость смазывающих материалов была низка, и масло предписывалось менять в грузовиках после каждого тяжелого рейса, а в легковых машинах — с наступлением нового времени года. Масло было расходным материалом, оно стоило недорого и подливалось в двигатель при каждом удобном случае. Неудивительно, что в маркировке вязкости преобладало большое количество подкатегорий.
Проблемы выбора
С середины прошлого века Обществом Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers) разработана система классификации моторных масел SAE J300. Она лучше всего подходит для стран с различным климатом и признается многими государствами в качестве международного стандарта. Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах — степенях вязкости и подразделяется на 11 классов, шесть из которых зимние (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W), а пять летние (20, 30, 40, 50, 60).
Смазочные материалы для жаркой погоды маркируются цифрами вязкости SAE от 20 до 60. Каждое обозначение имеет свое температурное соответствие, но напрямую его не отражает и зависит от градиента скорости сдвига. Это отношение скоростей движения поверхностей трения относительно масляной пленки. С увеличением температуры градиент скорости сдвига увеличивается и вязкость масла снижается. Кроме того, она снова возрастает, когда при падении температуры скорость сдвига уменьшается.
Другими словами, высоковязкое масло быстро густеет и становится бесполезным уже при околонулевых температурах. Оно плохо прокачивается масляным насосом и плохо взбалтывается.
Поэтому для зимних условий подбирали масла с меньшей вязкостью. Такие смазывающие материалы обозначались с помощью литеры W (Winter-зима). Все они имели степень вязкости ниже 20 и на жаре становились жидкими, как вода. Зато в морозы они были незаменимы.
Узнать минимальную температуру работоспособности у них можно с помощью простой формулы х=35-у, где «х» это искомая температура нижнего порога функционирования, а «у» это степень вязкости, указанная на упаковке. К примеру, масло 20W загустевало уже при температурах ниже 15 градусах мороза.
Синтетический коридор
С появлением синтетических масел со сложной молекулярной основой нижний порог загустевания удалось понизить, а степень температурной стойкости наоборот повысилась. На свет появились автомобильные всесезонные масла, на которых можно ездить круглый год. В их маркировке используется сразу два обозначения, к примеру, 10W40. Первая цифра указывает, что зимой можно ездить до 25 градусов мороза, а летом можно не бояться температур до 35 градусов жары. Такие масла очень дороги, но менять их можно всего раз в год, что делает процесс выбора очень ответственным. Требуется знать, какие моторы будут стоять в регионе.
Для поезженных автомобилей возрастом свыше 15 лет необходимо масло с большей вязкостью, которые бы создавало более толстую смазывающую пленку, закрывающую изношенные поверхности. Поэтому рекомендуется в старые машины заливать 10W40. С ним автомобиль будет хорошо защищен в диапазоне температур от −25 до 40 гр.
Смотрите также:
- Почему запотевают окна в салоне и как с этим бороться? →
- Можно ли доливать к маслу 5w30 масло другой вязкости? →
- Можно ли зимой заливать в двигатель летнее масло? →