Если открыть правила эксплуатации транспортных средств, то можно увидеть большой список различных рабочих жидкостей, необходимых для функционирования техники. Находится там место и для так называемой медной смазки, которую рекомендуется использовать в резьбовых соединениях и при шиномонтаже. Она защищает металл от коррозии, препятствует выработке металлических деталей и создает вокруг них защитную пленку. Однако часть элементов вовсе не требуют смазки, и в инструкциях ничего не упоминается об обслуживании этих узлов. Что будет, если их начать смазывать?
Для чего нужна медная смазка?
Медная смазка — это универсальное высокотемпературное средство, которое предназначено для защиты резьбовых соединений от последствий коррозии. Как правило, современные медные смазки изготавливают на синтетическом или минеральном масле с добавлением присадок, загустителей и мелкодисперсного медного порошка. Последний компонент определяет способность состава работать при высоких температурах, а также определяет коэффициент трения, показатели электропроводности и т. д. В пастообразных составах содержание меди доходит до 60%.
Основным назначением медной смазки является защита деталей от прикипания при температурах вплоть до 1000 градусов. Ее часто применяют для фиксации резьбовых соединений.
В сервисных станциях она наносится на свечи зажигания, на элементы тормозной системы и разного рода крепления. Однако неправильное использование смазки приводит к печальным последствиям.
Главным недостатком медной смазки является ее способность провоцировать так называемую гальваническую коррозию алюминия, из-за которой резьбовые соединения закисают с оксидами металла.
Почему «прикипают» диски и свечи?
Гальваническая (электрохимическая) коррозия происходит, когда два металла с различной химической активностью образуют электрическую цепь. В присутствии электролита, роль которого выполняет вода, возникает разность потенциалов и образуется электрический ток, провоцирующий химическую реакцию. Один из металлов, выполняющий роль анода, начинает ржаветь.
Поэтому смазка, содержащая медный порошок, может применяться далеко не везде. Причем больше всего противопоказания к ее использованию касаются алюминиевых деталей.
К примеру, если в современном моторе начинать смазывать свечи зажигания, которые ввинчиваются в алюминиевый блок или шатоны, то они однозначно начнут «прикипать», хотя мастера с помощью смазки пытаются добиться противоположных результатов.
Алюминий — более активный химический элемент, чем медь, из-за чего он активно разрушается при контакте с медью или бронзой. Через год свечи уже будет трудно выкрутить.
Такой же эффект наблюдается при нанесении медной смазки на легкосплавные диски. Автомобилисты стараются смазкой защитить колеса от «прикипания» к ступицам, но добиваются противоположного эффекта. Металл ржавеет. Парадокс — вроде бы применяем смазку против ржавчины, а в итоге получаем еще больше коррозии. При снятии колеса в местах крепления можно увидеть рыжий след. Поэтому лучше совсем обходиться без медной смазки, если в автомобиле есть алюминиевые детали.
Без контакта с резиной
Большую опасность медная смазка представляет и для резиновых деталей. При контакте резина начинает разлагаться, вздувается, теряет эластичность и рвется. Поэтому нельзя допускать попадание медной смазки на патрубки системы охлаждения или на прокладки двигателя и трансмиссии. Это часто приводит к повреждениям сальников и образованию течи машинного масла или антифриза.