Как сообщил член комитета Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Дмитрий Свищев, стритрейсинг можно легализовать и поставить в законные рамки. Чтобы дисциплинировать гонщиков, необходимо оборудовать специальные места для гонок, где нет жилых домов и людей, которым мешает громкий звук по ночам. Это могут быть места для гонок на набережной Воробьевых гор, на Ходынском поле, то есть на месте бывшего аэродрома, в Мневниках и в других местах.
Как боролись со стритрейсингом
Страсти вокруг стритрейсинга развиваются давно. Сначала на них пытались закрывать глаза, затем договориться, но после серии крупных аварий началось давление на клубы, и гонщиков-любителей стали вытеснять в безлюдные места. Памятен случай, когда после проезда одного из уличных гонщиков со скоростью в 360 км/ч по Киевскому шоссе депутаты Государственной думы решили закрутить гайки и перекрыть кислород уличным гонкам. Первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков предложил внести в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) отдельную статью, которая должна была призвать к ответу стритрейсеров. Но предложение посчитали слишком радикальным.
Предлагалось также наказывать отдельно на 10 тысяч рублей за установку на автомобиль громкой прямоточной системы выпуска, мешающей спать по ночам жителям домов, под окнами которых и проводятся нелегальные гонки. Запретами победить уличные гонки не получилось. Заезды продолжают проводиться, хотя прежних масштабов уже нет.
Сейчас чаша весов качнулась в другую сторону. Как отметил Дмитрий Свищев в интервью агентству городских новостей «Москва», уличные гонки можно легализовать, но не на всех улицах, а только на выделенных площадках и при условии, если они подчиняются законам Российской Федерации и правилам автоспорта.
Как создать новую субкультуру вокруг автоспорта
«Уличные гонки имеют свою субкультуру и подчиняются особым негласным правилам. Стритрейсинг — это нелегальные уличные соревнования, это вызов обществу, который так манит некоторых молодых ребят, и я плохо представляю, как стритрейсинг может быть легальным. Если он легальный, то это уже другие гонки, и найдется масса молодых людей, которые вместо легального стритрейсинга захотят заниматься нелегальным. Так происходит даже сейчас.
В Москве есть места, где можно заниматься автоспортом. Это автодром Moscow Raceway, трасса в Печатниках и другие площадки. Есть даже отечественные гоночные автомобили стоимостью около миллиона рублей, которые позволяют заниматься автоспортом и добиваться неплохих результатов — это Shortcut, который построен командой DK Racing. На профессиональных трассах можно ездить с инструктором и повышать навыки в вождении. И было бы здорово, если бы на них обращалось больше внимания. Но стритрейсинг не перестает собирать поклонников на ночные уличные соревнования. И эту энергию молодежи необходимо направить в здравое русло.
У нас немало делается для популяризации автоспорта, но этого еще недостаточно. По телевидению не всегда показываются даже те гонки, в которых российские спортсмены становятся победителями крупных международных соревнований. Информационное освещение международных чемпионатов пока не такое широкое, как хотелось бы, из-за чего вокруг автоспорта в России не сформировалась особая субкультура, которую можно противопоставить субкультуре стритрейсинга. В итоге молодежь, жаждущая скорости, просто не знает, куда приложить свою энергию, и обращает внимание на то, что ярче и громче заявляет о себе. А это стритрейсинг.
На мой взгляд, запретами или легализацией уличные гонки не выведешь из тени. Более правильно было бы развивать автоспорт, в том числе любительский, создавать вокруг него привлекательную субкультуру, которая будет манить молодежь в мир скорости, побед и адреналина, но уже в рамках закона. Если это будет государственная программа, тогда появятся спонсоры, количество автоклубов увеличится, и интерес к автоспорту начнет вытеснять страсти по уличным гонкам. Стритрейсинг будет стихать сам собой».