Не «бытовуха»!
В марте на заседании президиума Госсовета по проблемам безопасности дорожного движения президент Владимир Путин призвал не относиться к этим вопросам «как к бытовухе». Такое внимание к проблеме неслучайно. За прошедшее десятилетие в результате ДТП получили травмы порядка 3 млн человек, а число погибших составило более 350 тыс. По словам Путина, это ужасные цифры. Хотя в целом кривая ДТП идёт уверенно вниз. Если 10 лет назад в России на дорогах гибло 35 тыс. человек, то в 2015 г. удалось снизить число жертв до 23 тыс. Даже в сравнении с прошлым годом, по данным ГИБДД, за январь - октябрь 2016 г. на 6,5% снизилось число ДТП, аварийность по вине водителей упала на 5,9%. Есть некоторые проблемы с детьми-пассажирами (минимальный рост аварийности - на 0,1%) и детьми-велосипедистами (рост на 3,2%).
Если посмотреть на виды ДТП, то чаще всего это столкновения (41%). Затем идут наезды на пешеходов (29%). Кстати, на 12% выросло число ДТП из-за неудовлетворительных условий содержания и обустройства улично-дорожной сети, и огромный рост - на 117% - ДТП из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств.
Штрафами - по лихачам
На прошлой неделе правительство рассмотрело поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые вводят новый штраф для водителей - за опасное вождение. Напомним, к опасному вождению относятся: отказ уступить дорогу транспорту, пользующемуся преимуществом; перестроение при интенсивном движении, если все полосы заняты; несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала; резкое торможение (если оно не требуется для предотвращения ДТП); препятствование обгону.
«Горячая точка»
Использование в качестве доказательств фото и видео от небезразличных граждан уже внедряется. Но не стоит забывать, что ни одни новейшие технологии не смогут уберечь жизни людей на дороге, если мы сами будем проявлять беспечность.
О вине пешеходов речь зашла неслучайно. Так, более чем в 40% подобных ДТП виноваты сами пешеходы. Основные нарушения, которые допускают пешеходы, - переход вне «зебры», даже если она рядом; перебегают проезжую часть там, где есть подземный переход; выскакивают под колёса из-за стоящих машин, деревьев и т. д. То есть нередко пешеходы даже добросовестным водителям не оставляют шансов.
Отдельная проблема - невидимые пешеходы. Статистика - упрямая штука: осенью и зимой возрастает количество ДТП с пешеходами и пик аварий приходится на промежуток с 18.00 до 22.00. Однако, по данным исследования ВЦИОМ, более 70% всех пешеходов не предпринимают никаких дополнительных мер, чтобы стать заметными на дорогах. 60% просто не считают это необходимым, 16% думают, что это как-то испортит их внешний вид, а 9% просто не знают, где приобретать световозвращающие элементы. Пока ПДД обязывает пешеходов носить световозвращатели только на загородных трассах. Но сейчас в обществе активно обсуждается идея, чтобы люди «светились» и на городских дорогах.
Безусловно, нельзя снимать вину и с водителей. «В нашей стране их насчитывается десятки миллионов. При этом за прошлый год 22,8 млн нарушений ПДД совершено только водителями легковых автомобилей. Это не говоря о водителях грузового транспорта, автобусов и так далее. Эти цифры свидетельствуют о том, что, к сожалению, водители очень часто забывают, что от их внимательности, учтивости и взаимоуважения зависят дорожная обстановка, жизнь и здоровье других участников дорожного движения, особенно если в транспортном средстве находятся пассажиры», - уверен Виктор Нилов.
«Сложности перехода»
Как-то примирить водителей и пешеходов в войне на «зебре», а главное - снизить шокирующие цифры (за 10 месяцев на дорогах РФ погибло более 4,7 тыс. пешеходов) статистики призвана новая социальная кампания «Сложности перехода».
Госавтоинспекция, Российский союз автостраховщиков и экспертный центр «Движение без опасности» кампании определили основные ошибки и заблуждения, которые чаще всего приводят к авариям: у пешеходов - переход дороги в неположенном месте, у водителей - превышение скорости и отсутствие привычки притормаживать перед нерегулируемыми пешеходными переходами, а также невнимательность всех участников дорожного движения и отсутствие взаимопонимания. Именно поэтому главная задача кампании заключается в том, чтобы научить водителя и пешехода взаимодействовать на дороге правильно: не просто быть внимательными, а замечать друг друга, принимать правильные решения и тем самым избегать ДТП. Непосредственно образовательные мероприятия пройдут в 10 российских регионах в течение февраля - марта 2017 г.