Угонная чума. Выбираем комплекс по защите от автоворов

Около 90% владельцев автомобилей пренебрегают охранными системами и ограничиваются покупкой страхового полиса КАСКО, полагая, что в случае угона страховая компания возместит потерю. Это действительно так, однако не стоит воспринимать страховку как альтернативу противоугонным системам. Полис помогает в случае аварий, но не спасает от угона. О том, как защитить автомобиль от злоумышленников, АиФ.ru рассказал Дмитрий Офросимов — начальник отдела дополнительного оборудования и предпродажной подготовки «Панавто» (официальный дилер «Мерседес-Бенц»).    
   

«Для начала давайте оценим минусы КАСКО при угоне. Во-первых, несмотря на то, что стоимость полиса сравнима с ценой хорошего противоугонного комплекса (порядка 70 000 рублей), автовладельцам стоит помнить, что КАСКО придется оплачивать ежегодно, а охранную систему достаточно приобрести один раз. Простые вычисления показывают, что вложения окупятся максимум через год. Во-вторых, в случае угона страховые компании возмещают стоимость автомобиля с учетом его износа. Даже если его пробег всего несколько сотен километров, владелец в любом случае не вернет вложенные средства в полном объеме.

В-третьих, каждый второй автомобилист приобретает дополнительное оборудование, которое не покрывает полис КАСКО: видео-регистраторы, шины, диски. Его стоимость в среднем составляет порядка 50 000 рублей, которые не вернутся к владельцу в случае угона. В-четвертых, для того, чтобы добиться от страховой компании возмещения ущерба, необходимо собрать большое количество документов, а ожидание возврата средств может затянуться на несколько месяцев.

Для того, чтобы избежать потери автомобиля, денег и времени, необходимо установить охранный комплекс. Как правило, на вскрытие автомобиля угонщики тратят не более 15 минут, а дополнительные защитные устройства добавляют им «работы» и увеличивают вероятность быть пойманными. Так что большинство угонщиков предпочтут не рисковать и найдут менее защищенную машину. При многообразии выбора охранных систем, конечно, хочется в них разобраться.

Механические системы

К ним относятся противоугонные системы, управляемые ключом. К примеру, блокиратор тормозной системы при постановке на охрану и нажатии на педаль тормоза блокирует тормозные колодки, и если посторонний человек проникнет в автомобиль, то не сможет тронуться с места. Блокиратор коробки передач действует похожим образом: фиксирует в одном положении ручку переключения передач. В автомобилях с АКПП — это положение «Паркинг», а в МКПП — как правило, «Задний ход».

Еще одна механическая система защиты — замок капота. Ограничение доступа в подкапотное пространство, где находятся все «жизненно важные» электросистемы; в частности, блок управления двигателем, не позволит угонщику отключить его и обойти защиту. Существуют различные варианты замков, самый распространенный работает следующим образом: в капот автомобиля (с внутренней стороны) устанавливается металлический крючок, а в подрамник радиатора ставится запорное устройство, связанное тросом с личинкой, которая крепится в салоне автомобиля. Замок открывается и закрывается поворотом ключа.

Все механические охранные системы имеют общее слабое место — это личинка ключа. Производители стараются свести риск угона к минимуму, нанося сложную резьбу на ключ с множеством отверстий и изгибов, но вероятность все-таки остается. Так, опытные угонщики используют метод «бампинга» (удары по специально выточенному ключу, в результате которых штифты в личинке хаотично подбрасываются и позволяют повернуть бампинг-ключ), или высверливают личинку, без которой замок открывается легко. Для того чтобы избежать подобных ситуаций, производители замков устанавливают специальные диски: при попадании сверла в личинку диск прокручивается вместе с ним, препятствуя дальнейшему проникновению.

   
   

Электронные и спутниковые системы

Широкое распространение получила электронная система охраны — иммобилайзер, который входит в базовую комплектацию практически любой новой машины. Он распознает ключ зажигания по принципу «свой-чужой» с помощью встроенного чипа. Как только владелец автомобиля вставляет ключ в замок зажигания, система считывает чип и, если он подходит, разрешает запуск двигателя. Даже если угонщику удастся скопировать металлическую резьбу ключа или провернуть замок зажигания отмычкой, он не сможет завести машину, поскольку иммобилайзер не подтвердит подлинность чипа.

Однако здесь популярность системы сыграла злую шутку: опытные угонщики научились ее взламывать за несколько минут. Они используют небольшие переносные компьютеры, которые подсоединяют к автомобилю через диагностический порт и отключают штатный иммобилайзер. Еще один распространенный способ — открытие капота и замена блока управления двигателем на другой, с отключенным иммобилайзером. 

Подобного проникновения можно избежать, установив замок капота, о котором говорилось выше, и вспомогательные охранные системы. К примеру, дополнительную радиометку с чипом, без которой автомобиль не заведется. Учтите, что радиометки, брелоки сигнализаций и ключи от противоугонных замков необходимо носить отдельно от ключа зажигания. Иначе, украв все регулирующие устройства в одной связке, угонщик без труда завладеет автомобилем.

Следующая электронная система — сигнализация. В отличие от иммобилайзера, который в первую очередь направлен на противодействие угону, она нацелена на оповещение звуковыми и световыми сигналами. С помощью сирены и аварийных сигналов фар система сообщает о любой нештатной ситуации, к примеру, ударе, изменении наклона автомобиля или движении внутри салона, блокируя при этом двигатель.

Многие современные сигнализации связываются с владельцем машины по мобильному телефону с помощью встроенных сим-карт и сообщают о попытке угона. При этом, в отличие от брелока, такая сигнализация функционирует в любом месте, где есть доступ к оператору связи. С распространением смартфонов появились системы, работающие через мобильные приложения и обладающие дополнительными функциями: возможностью удаленно завести двигатель, отследить местоположение машины, путь следования и послушать, что происходит в салоне. Такие охранные сигнализации часто используются в компаниях с большим автопарком, к примеру, в такси, где оператор может контролировать работу водителей.

При подключении спутниковой охранной системы за безопасность автомобиля отвечает оператор, который в режиме реального времени получает информацию о его состоянии. Как только спутник подает сигнал о нештатной ситуации, оператор связывается с владельцем и уточняет, все ли в порядке. Если хозяин находится не в машине, вызывается вневедомственная служба охраны.

Какую систему выбрать?

Итак, мы разобрались с видами охранных систем; теперь нужно понять, какую из них выбрать. Рассмотрим их с точки зрения распространенных способов угона.

«Технологичный». С помощью ноутбука и периферийных устройств угонщик сканирует частоту 433.92 МГц (официально разрешенная в РФ частота для работы брелоков автосигнализаций) и ждет, когда владелец машины нажмет кнопку закрытия/открытия на брелоке. Записав исходящий сигнал, он сможет открыть автомобиль.

Защита: несмотря на продвинутость этого способа угона, защититься от него проще всего — достаточно установить сигнализацию с диалоговым кодом. Поскольку результаты математических вычислений системы уникальны, даже если угонщик сможет распознать один из них, он окажется бесполезен.

«Ретро». Воспользовавшись услугами карманников, злоумышленник незаметно для владельца достает ключи из кармана или сумки. В 95% случаев вместе с ключами он получит и брелок от установленной на автомобиле автосигнализации.

Защита: в подобной ситуации лучше всего сработает радиометка, которую, как мы уже сказали, лучше носить отдельно от ключа или брелока. Не обнаружив по близости радиометки, в зависимости от модели охранного устройства, автомобиль не заведется или заглохнет через несколько минут.

«Остросюжетный». Вор выманивает владельца автомобиля из машины, уже снятой с охраны. К примеру, во время ожидания разрешающего сигнала светофора. В нашей стране угонщики привязывали к бамперу связку с железными банками. Как только водитель выходит из машины, чтобы определить причину громкого звука, злоумышленники садятся за руль автомобиля и уезжают.

Защита: здесь также поможет дополнительная радиометка.

«Классический». Угонщик разбивает стекло автомобиля или взламывает охранную систему на стоянке. Как правило, подобные ситуации происходят ночью.

Защита: итог противостояния зависит от времени, которым обладает угонщик, количества установленного оборудования и качества установки. Поэтому лучшей защитой будет комплекс электронных и механических охранных систем, установленный в официальном сертифицированном сервисе.

«Тайный». Не вскрывая автомобиль, вор буксирует или эвакуирует его в гараж, где взламывает охранные системы и блокировки.

Защита: этот способ угона встречается реже остальных, но бороться с ним сложнее всего, поскольку здесь угонщик не ограничен во времени и уровне производимого шума. В этом случае на помощь придут сигнализации с GPS-трекерами, позволяющие определить местоположение автомобиля.