СИМ как угроза. Число ДТП в России выросло на 5,2%

За 2022 год количество ДТП на дорогах России увеличилось на 5,2%, а смертность на 3,1%, что стало неприятной неожиданностью для многих. По итогам прошлых лет аварийность неуклонно снижалась. Что же стало причиной угрожающего всплеска и как можно повернуть этот процесс вспять?

   
   

Три нарушения

Главной причиной роста аварийности глава ГИБДД Михаил Черников во время пресс-конференции в «Известиях» назвал перераспределение транзитных потоков транспорта. Если раньше основной поток грузов шел на границы с европейскими государствами и обратно, то в 2022 году он переориентировался на восточное направление и на юг. Однако трассы оказались не готовы принять такое большое количество грузовиков, из-за чего скорость передвижения транспорта заметно снизилась. На дорогах стали появляться заторы. Люди не хотят ждать, нервничают, стремятся сэкономить время, пускаются на опасные обгоны и попадают в аварии.

При этом с началом сезона отпусков загруженность трасс южного направления будет нарастать, а значит, вырастет и аварийность.

Сейчас главными нарушениями, приводящими к гибели людей, являются выезд на встречную полосу, превышение установленного скоростного режима движения и наезд на пешеходов. Кроме того, фиксируется огромное количество случаев съезда с дороги из-за плохой видимости или из-за засыпания за рулем.

Перераспределение потоков грузовых перевозок ставит новые задачи перед Министерством транспорта и перед Росавтодором. Необходимо приводить эти дороги в нормативное состояние, увеличивать пропускную способность и развивать дорожную инфраструктуру.

«Наиболее эффективным средством повышения безопасности на дорогах является разделение потоков транспорта, — рассказал глава ГИБДД Михаил Черников. — Можно обойтись даже недорогими канатными барьерами, которые дешевле в три-четыре раза, но способны обеспечить длину защищенного участка намного больше, чем бетонные или металлические отбойники».

   
   

Самокатчики стали угрозой

Большое внимание ГИБДД начала уделять аварийности средств индивидуальной мобильности (СИМ). Это связано с увеличением продаж такой техники и активным применением самокатов компаниями по доставке товаров на дом. Многие курьеры попадают в аварии, сбивают пешеходов, выезжают на дороги общего пользования и ведут себя крайне неосмотрительно. А так как СИМ не являются полноценными транспортными средствами и не требуют получения соответствующих прав, то в отчетности они фигурируют как пешеходы.

«Мы начали фиксировать ДТП с участием СИМ, чтобы накопить статистику и понять, как действовать дальше, — рассказал Михаил Черников. — По итогам получили рост на 56%. На эту цифру, конечно, повлияли статистические погрешности, связанные с расширением учета, однако главной причиной роста все же является увеличение продаж мощных СИМ.

Причем люди порой передвигаются на СИМ даже с детьми. Недавно я встретил одного гражданина, у которого на самокате было закреплено сразу два кресла. Одно для него самого, а другое для 7-летнего ребенка. А самокат не предназначен для поездок вдвоем. Любое падение с ребенком может обернуться опасными травмами. Люди почему-то об этом не задумываются.

В дальнейшем будем принимать решения, как организовывать контроль над СИМ. Я призываю к системному подходу, включающему не только наказание, но и профилактическую работу».