Посмотри по сторонам! Когда на «зебре» перестанут гибнуть люди?

Пешеходы нередко как будто специально создают аварийные ситуации. © / Игорь Харитонов / АиФ

Например, ещё 4 года назад более 70 тыс. переходов (33%) не соответствовали нормам безопасности. На дорогах была стёрта разметка, где-то были неправильно установлены дорожные знаки и т. д. Конечно, зачастую в ДТП с пешеходом виноваты водители: не снижают скорость у «зебры», не пропускают людей на нерегулируемых переходах и т. д. Зонами повышенного риска наезда по-прежнему остаются места большого скопления припаркованных машин, из-за которых частенько выскакивают пешеходы. Многие не понимают, что при внезапном появлении человека машина, двигающаяся со скоростью 60 км/ч, не может остановиться мгновенно. Есть проблемы и на придомовых территориях, где водители «забывают» снижать скорость, а пешеходы не глядя шагают на проезжую часть дворов.  

   
   

Надо признать, пешеходы нередко как будто специально создают аварийные ситуации. Носят тёмную одежду, переходят дорогу на красный и не по пешеходному переходу. При этом молодёжь умудряется ещё и писать СМС, не вынимая из ушей наушники и не снимая капюшон. ДТП как в России, так и во всём мире являются одной из главных причин смертности среди молодёжи в возрасте от 15 до 29 лет.

Стань заметным

По данным ВОЗ, обычно 40–50% водителей превышают установленную максимальную скорость. А увеличение средней скорости на 1 км/ч влечёт за собой рост числа ДТП со смертельным исходом на 4–5%. ВОЗ напоминает, что при движении со скоростью 80 км/ч по сухой дороге, даже если водитель мгновенно ударит по тормозам, автомобиль проедет ещё 57 метров, тогда как при скорости 60 км/ч машина остановится через 27 метров. Сейчас в России идёт дискуссия, стоило ли отменять правило, по которому превышение до 20 км/ч не облагается штрафом. Глава российской Госавтоинспекции генерал-лейтенант полиции Михаил Черников отметил, что снижение фактической скорости потока до разрешённых 60 или 80 км/ч могло бы существенно повлиять на численность аварий и минимизацию их последствий. Существующая ситуация, когда водители выбирают скорость по принципу «знак + 20 км/ч», в корне неправильная. Однако, прежде чем менять норму закона, необходимо провести предметную ревизию улично-дорожной сети. Необходимо понять, насколько на том или ином участке дороги ограничение скорости выверено.

Важно не только транспортный поток заставить ехать медленнее, но и пешеходов сделать более заметными, чтобы водитель успел среагировать в случае форс-мажора. По статистике, наезды на пешеходов в тёмное время суток составляют 39,5% от всех ДТП. Более того, именно вечером и ночью гибнет 69,1% от всех погибших пешеходов. Быть заметнее на дороге пешеходам помогают световозвращающие элементы – они отражают свет автомобильных фар, и человек становится виден в темноте. По статистике Госавтоинспекции, использование световозвращателей снижает риск ДТП в 6–8 раз. Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков предложил обязать производителей детской одежды оснащать её световозвращающими элементами. Причём речь идёт об одежде, произведённой и в России, и за рубежом. «Государство обязано защищать жизнь и здоровье граждан не только повышением штрафов за нарушение ПДД или введением новых карательных мер к правонарушителям, но и регулированием деятельности промышленников в интересах безопасности людей», – пояснил он.

Безопасность на дороге зависит в совокупности и от водителей, и от пешеходов. Так, последним стоит помнить главное правило: даже если на светофоре горит зелёный для пешеходов и светит солнце, обязательно убедитесь в безопасности и посмотрите по сторонам (налево – направо – налево)! Как ни банально это правило, но, если бы его соблюдали все, ДТП было бы меньше. 

 

Семья и школа

Для Госавтоинспекции работа по предупреждению аварийности со всеми категориями участников дорожного движения, и особенно с пешеходами, является одним из приоритетных направлений. Давно и на постоянной основе проводятся Всероссийские широкомасштабные социальные кампании, которые привлекают внимание к вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Так, за 10 лет были реализованы говорящие сами за себя акции: «Выпил  – не заводись!», «Пешеход, на переход!», «Право пассажира», «Засветись!», «Автокресло – детям!», «Дистанция», «Навстречу безопасности», «Сложности перехода». 

Кроме того, региональные подразделения пропаганды Гос­автоинспекции осуществляют масштабную работу в школах и детских садах. В этом им активно помогают юные инспекторы движения (ЮИД). Сегодня ЮИД насчитывают свыше 370 тыс. школьников. Дети изучают правила поведения на дорогах в нестандартной, игровой форме, соблюдают и пропагандируют их среди своих сверст­ников, а также воздействуют на взрослых участников дорожного движения. 

   
   

«Ещё до школы родители должны показывать детям на своём примере уважительное отношение к ПДД. И уже потом на примере своих близких с этим, пусть и небольшим, но багажом дети начнут постигать правила безопасного поведения на дороге, – считает замминистра просвещения РФ Татьяна Синюгина. – Например, сейчас в школах проходят уроки дорожной безопасности, активно развивается движение юных инспекторов. В форме игры ребята учатся уважительному отношению на дороге. И мы заметили, что в итоге у детей, а значит у будущих водителей, и мысли не возникнет проигнорировать «зебру», перейти дорогу на красный свет или перебежать её перед движущейся машиной».

Машина распознает пешехода?

Кроме этого, с 2019 г. начата реализация федерального проекта «Безопасность дорожного движения», который является структурным компонентом нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД), призванным кардинально изменить транспортную инфраструктуру. Его цель – через 6 лет значительно снизить аварийность в стране, а дороги сделать безопасными и комфортными. «Проект призван обеспечить возможность экономического роста регионов, дать качественные транспортные услуги и спасти большое количество жизней», – прокомментировал запуск проекта вице-премьер правительства РФ Максим Акимов

Одной из задач проекта значится разработка новых требований и стандартов обустройства дорог, которые непременно должны включать в себя инновационные цифровые технологии. В качестве примера можно привести систему обнаружения пешеходов в условиях ограниченной видимости, способную спасти жизнь тысячам. В России на автомобили могут начать устанавливать системы распознавания, которые будут обнаруживать препятствия. Аналогичные технологии используют в новых грузовиках и автобусах в ЕС, а с 2022 г. их будут устанавливать на легковушки в США. С помощью камер и СВЧ-радаров они обнаруживают впереди пешехода, уведомляют об этом водителя и, если появляется риск столкновения, затормаживают движение. Впрочем, проект БКАД направлен и на работу с участниками дорожного движения. Будут разработаны дополнительные требования к профессиональным водителям, поправки в стандарты и нормативы. 

Конечно, необходимо совершенствовать законодательство, приводить в порядок инфраструктуру, внедрять на наши дороги самые современные технологии. Но проверенную годами профилактику никто не отменяет. «Самое эффективное – это всё-таки обучение и воспитание. Нам требуется изменить сознание, чтобы каждый человек, который выезжал на дорогу либо выходил на неё, думал не только о себе, но и об окружающих его участниках дорожного движения», – пояснил руководитель российской ­Госавтоинспекции Михаил ­Черников.