Безопасное колесо для зебрёнка. Как научить ребёнка культуре на дороге?

Зебрёнок и сотрудник ГИБДД учат детей правилам дорожного движения - не скучно и полезно. © /

На дороге пешеход

Занятия с родителями прин­ципиально важны. «Все мы иногда наблюдаем, как взрослые ведут за руку ребёнка и нарушают правила дорожного движения», - признаёт проблему заместитель руководителя Департамента образования Игорь Павлов. А ребёнок тем временем может уже быть хорошо подкован в вопросах безопасности: в городе активно действует система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

   
   

Например, уже 13,9 тыс. школьников стали юными инс­пекторами движения (ЮИД). Да, это то самое название, хорошо знакомое нам ещё со времён СССР. Первые юные помощники Госавтоинспекции пропагандировали безопасность в 1973 году. А с 1978-го бесперебойно в стране шли ежегодные слёты-соревнования. В прошлом учебном году прошёл ­40-й, юбилейный слёт «Безопасное колесо».

В арсенале у современных юных инспекторов не только традиии. Так, этим летом в «Романовской школе» открылся первый в России детский пресс-центр отрядов ЮИД. Не знали пионеры и слова «фликер» (светоотражатель), а сегодня каждый юный инспектор имеет фликер сам и снабдит им другого. Его размещают на одежде и сумках. В тёмное время дня отражённый от фар свет подаёт сигнал водителю, что на дороге пешеход. «Мы посчитали детей и родителей, у которых нет светоотражателей, и провели акцию «Фликер каждой семье»,  - рассказывает руководитель отряда ЮИД школы № 1413 Юлия Горячева. - После того как группа наших инспекторов раздала эти наклейки, они появились не только на куртках и школьных рюкзаках. Фликеры лепили на детские коляски и даже на собачьи ошейники».

Департамент образования совместно с Департаментом транспорта и ГИБДД в ходе общегородской акции роздали 20 тысяч таких светоотражающих элементов. А директора ряда московских школ закупили для первоклассников в качестве подарка к вступлению в ученические ряды светоотражающие брелоки с эмблемой учебного заведения.

«Здравствуйте, водитель!»

«Мы провели с ребятами наглядный эксперимент: прямо на тёмной улице показали им, насколько явно они выделяются со светоотражающим элементом. После акции «Засветись!» все ученики теперь имеют фликеры»,  - говорит директор школы № 1194 Анатолий Ващилин. Силами школьного отряда Юных инспекторов движения организуются, среди прочих, мероприятия «Письмо водителю» и «Родительский патруль». Письма водителям - о том, что от соблюдения правил зависит безопасность и того, кто за рулём, и пешехода, пишут ученики младших классов. После этого дети вместе со взрослыми выходят на улицы города и раздают послания владельцам машин. Те удивляются, но читают. Участники «Родительского патруля» - дети и родители - под руководством сотрудника ГИБДД выявляют нарушителей правил дорожного движения: отмечают переход проезжей части вдали от светофора или проезд велосипеда в неположенных местах. Школьная система профилактики рассчитана также на воспитателей дошкольного отделения и педагогов. На семинарах им предлагают варианты проведения занятий-пятиминуток, бесед с детьми и т. д. Учителя разбирают с детьми правила, тренируют навыки оказания доврачебной помощи, прокладывают без­опасные маршруты от дома до школы и в других направлениях.

Кстати, на официальных сайтах школ Москвы размещены паспорта дорожной без­опасности образовательной организации, где тоже указаны такие маршруты. С изменением дорожной ситуации в районе администрация обновляет содержание паспорта.

В городе работают 130 юношеских автошкол. К 18 годам, когда выдают водительские права, подростки подходят с хорошим багажом необходимых знаний. На предыдущем первенстве, в котором участвовали учащиеся автошкол России, москвичи заняли первое место.

   
   

Удобный и яркий интернет-портал по безопасности дорожного движения «Зебрёнок» zebrenok.educom.ru  - тоже инст­румент профилактики. В нём представлены опыт московских педагогов и богатая медиатека с видеороликами и анимационными фильмами о культуре поведения на дороге, в том числе выполненными самими ребятами. Здесь же регистрируют новые отряды ЮИД и снабжают рекомендациями, как наладить их работу в школе.

Смотрите также: