Поехали! Движение по трассе М-12 «Восток» открыто от Москвы до Казани

Грузовые автомобили на церемонии открытия автомобильной дороги М-12 «Восток» до Казани. © / Максим Богодвид / РИА Новости

Движение по всем 810 км трассы М-12 «Восток» от Москвы до Казани открыто. Теперь дорога от Кремля в столице до белокаменного кремля на Волге займет всего лишь 6,5 часа. На всем протяжении шоссе как минимум две полосы в каждую сторону, ни одного перекрестка, разрешенная скорость — 110 км/ч. И цена проезда в одну сторону — 4481 рубль для легкового автомобиля без транспондера и скидки. С ними может выйти процентов на пятнадцать дешевле, сообщили в ГК «Автодор». В церемонии открытия трассы М-12 «Восток» до Казани в онлайн-режиме принял участие Владимир Путин.

   
   

Сообразили за три года

От старта проекта до запуска всей трассы прошло меньше трех лет, а отдельные ее куски запускали еще раньше. Начали в Подмосковье, минувшей осенью соединили столицу и Арзамас, потом открыли еще кусок — между Чувашией и Татарстаном, и вот теперь все км отличной магистрали доступны любому автомобилисту. Корреспондент «АиФ» проехал весь маршрут и убедился — путь более чем годный.

Сама магистраль обходит все населенные пункты стороной — это очень удобно для водителя и безопасно для пешеходов. Вокруг нее живут больше 50 млн человек. Каждый из них теперь сможет быстрее и безопаснее добираться по своим делам — хоть в восточном направлении, хоть в западном. 

Например, во Владимирской области на 216 км трассы есть пять съездов, рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства региона Николай Тиняков. Изначально хотели обойтись четырьмя, но местные власти сильно постарались получить еще одну развязку. И теперь об этом ничуть не жалеют. 

«Прокладка трассы привела к тому, что только за 2022 год инвестиции в строительную отрасль выросли почти в полтора раза, — объяснил он. — В стройке участвовали местные производители, они поставляли не только строительные материалы, но и отдельные конструкции при строительстве этой дороги. А теперь в области активно строят логистические центры крупных компаний. Как раз рядом со всеми пятью развязками. А это — рабочие места, дополнительные отчисления в бюджеты, развитие экономики».

В Нижегородскую область уже пришли инвестиционные проекты, связанные с возможностями новой трассы, на 20 млрд рублей, а всего здесь рассчитывают за 15 лет привлечь больше 300 млрд рублей инвестиций, рассказал региональный министр транспорта Павел Саватеев. Много это или мало? Такие вложения обеспечат хорошей работой с приличной зарплатой 30 тыс. человек — население вполне приличного города.

   
   

Новые рабочие места рассчитывают получить и в Чувашии. На республику пришлось меньше 100 км трассы и два съезда, но и этого достаточно для мощного импульса социально-экономического развития региона, уверен местный вице-премьер Павел Данилин. Кроме того, отдельного роста доходов он, как и его коллеги из более западных областей, ждет от развития туризма. Паломники в Дивеево и Сарове, экскурсанты во Владимире и Суздале, как и любознательные путешественники, прельстившиеся городом Шумерля, создадут дополнительный спрос в регионах и оставят там свои деньги, обменяв их на положительные эмоции, считают региональные чиновники.

Всего же, по подсчетам ГК «Автодор», трасса М-12 в ее нынешнем виде обеспечит рост ВВП на 1,8 трлн рублей, увеличит поступления в бюджеты на 337 млрд рублей в год, создаст 85 тыс. новых рабочих мест, в том числе 7 тыс. ставок появятся в туризме.

Быстро, просто и удобно

Движение по М-12 сократит время в пути от столицы до Нижнего Новгорода на полчаса по сравнению с существовавшими прежде маршрутами, превышение длины пути составит 90 км, подсчитали в ГК «Автодор». Для Саранска экономия по времени составит 2.40, путь станет короче на 80 км, для Пензы — 1.30 по времени при 60 км увеличения пробега, для Чебоксар — 50 минут и +11 км, для Тольятти — минус три с половиной часа и на 10 км меньше ехать, для Ульяновска — на 4.40 быстрее и на 120 км ближе, для Йошкар-Олы — экономия 1.20 времени при увеличении расстояния на 100 км. И так далее для всех городов, попавших в «зону притяжения» новой дороги. Местные жители, которые уже воспользовались открывшимися раньше участками, эти выкладки подтверждают и даже говорят, что специалисты поскромничали — в реальности получается еще быстрее.

Один из секретов экономии времени — безбарьерная система оплаты на трассе, при которой не надо стоять в очереди перед каждым шлагбаумом. Как объяснили в «Автодоре», на дороге установлены 19 рамок, на которых автоматика незаметно для водителя и пассажиров моментально снимает десятки данных об автомобиле. Это не только госномер, цвет, число осей, марка, модель и год выпуска — это все искусственный интеллект, оснащенный машинным зрением, легко считает. Есть еще и другие параметры, которые позволяют четко и безошибочно верно идентифицировать каждого проезжающего. Чтобы потом выставить ему корректный счет. Водителям с транспондерами проще — система сама спишет деньги с их лицевого счета, да еще и скидку зачтет. Кто такого устройства на лобовом стекле не имеет, должен сам найти счет на сайте «Автодора». Если его вовремя не оплатить (на это дается пять суток, еще 20 дней можно потянуть без серьезных санкций), то платеж как минимум увеличится на 1,5 тыс. рублей и 5 тыс. рублей для легковых и грузовых машин соответственно. Это штраф за несвоевременную оплату.

«Даже если номер залепило снегом, автоматика все равно обязательно опознает машину, хотя, возможно, на это ей потребуется больше времени, — рассказывает гендиректор компании „Единый оператор“, заместитель гендиректора концерна „Телематика“ Марсель Нигметзянов. — У нас есть алгоритмы, мы можем сравнить данные с нескольких рамок... В общем, проскочить без оплаты в любом случае не выйдет».

Автоматика следит не только за оплатой проезда, но и за безопасностью на дороге. Камеры видят все полотно трассы, а искусственный интеллект каждый день распознает несколько десятков нештатных ситуаций. Например, машина остановилась в полосе движения. Или из грузовика что-то упало и лежит посреди дороги. Или еще что-то. Это все может привести к авариям с тяжелыми последствиями. Чтобы такого не допустить, автоматика под руководством диспетчера предупреждает других водителей, приближающихся к опасному месту, а на помощь людям при необходимости отправляют аварийных комиссаров. Прибыть на место они должны максимум за 15 минут. И там уже на месте разобраться, что делать — то ли топливо закончилось и надо привезти бензина, чтобы водитель смог доехать до заправки, то ли двигатель заклинило и нужен эвакуатор, то ли еще что. В общем, очень добрые и полезные люди.

За пределами асфальта

Дорога — это не только полоса асфальта, это еще и сервис, необходимый в пути и водителю, и пассажирам. На участке Москва — Казань на трассе М-12 проектом предусмотрены 36 многофункциональных комплексов — там и заправка, и магазин, и кафе, и даже душ, а в отдельных случаях еще и гостиница. Они равномерно распределены по обоим направлениям движения, расстояние от точки до точки по плану — 50-80 км.

В реальности такого пока нет, хотя даже по сравнению с октябрем заправок на трассе стало кратно больше. В «Автодоре» говорят, что сейчас реально работают 18 точек, остальные — в той или иной степени готовности. Учитывая, что на одном баке легковая машина, как правило, может проехать по трассе 500-600 и больше км, даже такого их количества достаточно для беспроблемного путешествия. 

Пока вдоль «М-12» есть места, где телефон не ловит сигнал ни одного оператора сотовой связи. Если после открытия участка Москва — Арзамас такие прогалы составляли по сотне километров, сейчас совсем без связи дольше, чем на десяток верст, не остаешься. Так ехать уже намного веселее, но еще не совсем. Предполагается, что эта ситуация будет исправлена, и полноценное сотовое покрытие придет на все 810 км дистанции уже к весне.

Связывая берега

Всего от Москвы до Казани есть 323 инженерных сооружения: эстакады, мосты, экодуки (переходы для животных) и тому подобное. Но особенно строители гордятся тремя мостами: через Оку, Суру и Волгу.

Мост через Оку — единственный вантовый на трассе. Пока его строили, инженеры смогли полностью заместить импорт, который при этой технологии изначально составлял до половины всей стоимости материалов. Самым обидным было покупать за границей тросы, сделанные из нашего металла. Теперь научились делать их самостоятельно.

Мост через Суру, соединяющий Чувашию и Нижегородскую область, протянулся почти на километр, покоится на 11 опорах. Тут применили два типа пролетных строений. Для их возведения потребовалось почти 10 тыс. тонн металлоконструкций.

Самый длинный мост — в Татарстане через Волгу, немного южнее Казани. Его длина — почти 3,4 км. Полотно поддерживают 28 опор, обеспечивая высоту судового хода в 50 метров — это высота 16-этажного дома. Для возведения этого моста строителям пришлось сделать огромную выемку в земле. На вывоз грунта потребовался 1 млн рейсов самосвалов. Без этого построить удобный подход к мосту с правого берега не получалось. 

Трасса М-12 «Восток» будет продлена до Екатеринбурга, Челябинска и Тюмени — это уже перспектива ближайшего года. А затем ее проложат до Иркутска и Владивостока с выходом в Казахстан, Монголию и Китай. Одновременно может быть построена прямая дорога от Урала на побережья Каспийского и Черного морей. И тогда получится так называемый дорожный крест: трасса М-12 «Восток», тянущаяся вдоль параллели, пересечется с меридианным транспортным коридором Север-Юг. Такие точки пересечений всегда дают самый мощный и интересный экономический эффект.