Почему режимы работы светофоров все время меняют?

Категория:  Пробки и дороги
Ответ редакции

Некоторые водители стараются на крупных городских магистралях поймать «зеленую волну». Они выбирают такую скорость, чтобы проезжать светофоры с минимальными задержками и остановками. Однако приемы, справедливые для какого-то одного дня, не работают в другие дни недели. Светофоры теряют былую слаженность и работают по новым алгоритмам. Их секции горят дольше или, наоборот, меньше, регулируя поток по-новому. По каким причинам их перенастраивают?

   
   

Корректировка алгоритмов

Смена алгоритмов светофоров происходит не на всех объектах, а лишь на тех, которые подключены к централизованной системе контроля за перекрестками. Сейчас в Москве около 40 тысяч светофоров, объединенных в 2390 светофорных комплексов. В Москве они имеют сложную систему управления, предполагающую корректировки со стороны сотрудников Центра организации дорожного движения (ЦОДД) или ГИБДД.

Специалисты анализируют ситуацию, следят за регулярностью возникновения пробок, разрабатывают алгоритмы сортировки транспортного потока, распределения его по улицам и тем самым пытаются снизить протяженность заторов. Кроме того, определяется количество и тяжесть аварий, количество пешеходов, направление движения транспорта в зависимости от времени суток, благодаря чему корректируется время срабатывания секции светофора.

Контроль за трафиком производится через систему видеокамер, а также при помощи портативных электронных устройств, помогающих формировать на электронных картах достоверную картину заторов. Операторы ЦОДД могут видеть ее перед собой на больших экранах.

При затруднениях в движении транспорта на той или иной улице операторы изменяют режим работы светофоров, выбирая наиболее подходящий из пяти-семи алгоритмов.

К примеру, на центральной магистрали, по которой идет поток из города в область, перед перекрестком собирается пробка. Светофор старается пропустить транспорт с перпендикулярной улицы. Однако там транспорта немного и необходимости в задержке нет.

Оператор меняет режим работы секций и перераспределяет часть времени движения в пользу главной магистрали. Затор сокращается.

   
   

Ручное управление

На ряде перекрестков подобные системы еще не применяются. Для таких мест предусмотрен штат регулировщиков. В экстренных случаях на пост выходят сотрудники ГИБДД и вручную борются с пробками. Многие перекрестки имеют пульты ручного управления, помогающие корректировать их работу. Поэтому и не наблюдается каждый день их одинаковая работа.

Кроме того, помимо стандартных алгоритмов работы светофоров, вводятся противоаварийные. К примеру, многие водители не спешат останавливаться на мигающий зеленый и даже на желтый сигнал светофора и выскакивают на перекресток, когда уже горит красный свет. В это время начинает движение транспорт с прилегающей дороги, что может спровоцировать серьезную аварию. Чтобы избежать столкновения, в программное обеспечение светофоров вводится алгоритм включения красного на некоторое время на всех направлениях. Это позволяет очистить перекрёсток от запоздавших машин.