Москва — один из крупнейших городов мира, поэтому и система городского транспорта — огромная и сложная в управлении. Каждый день на дорогах Москвы находится 3,5 миллиона автомобилей, 800 тысяч грузовиков, 260 тысяч такси, более полутора тысяч троллейбусов, около тысячи трамваев и 4300 маршрутных такси. На московских улицах ежедневно находится не меньше 10 миллионов пешеходов. Система не терпит сбоев. Неправильно припаркованный автомобиль сбои провоцирует. Он вредит не только другим автомобилистам: например, может помешать работе городского транспорта, не дать проехать скорой или пожарной, ставит под угрозу жизнь пешеходов, так как делает их невидимыми для едущих авто. Именно поэтому вопросы организации цивилизованной парковки в Москве всегда стояли достаточно остро.
Польза для всех
Пару лет назад Москва была мировым лидером по количеству пробок по всем рейтингам. Сейчас скорость движения на вылетных магистралях выросла в среднем на 14%. МКАД днём поехал быстрее на 12%. Загруженность дорог снизилась на 24%, и Москва наконец вышла из призовой тройки рейтинга «Том Том». Скорость движения наземного транспорта в среднем по городу выросла на 8%!
Всё это повысило доверие пассажиров по отношению к наземному общественному транспорту — он стал ходить быстрее и без опозданий. В итоге пассажиропоток вырос на полтора миллиона человек. При этом машин на дорогах не стало меньше — их число продолжает стабильно расти, каждый год — на 200–250 тысяч.
Одна из причин положительных изменений — введение системы платных парковок. Эксперты отмечают: в Москве наконец-то появилась для них цивилизованная инфраструктура.
Машины не бросают
Сейчас в Москве создано 45 тысяч мест в зонах платной парковки. В этих зонах среднее время паркования сократилось в четыре раза! При этом потребители услуги отмечают удобство использование — существует несколько способов оплаты. По итогам опроса проекта «Активный гражданин», больше половины респондентов отметили улучшение дорожного движения в зонах платной парковки.
Однако часть автомобилистов по-прежнему выступает против системы платных парковок и предлагает её отменить. Эксперты отмечают: это может привести к катастрофе.
«Нельзя отменять систему платных парковок, будет хуже, чем было, — считает Норайр Блудян. — Когда принимали эти решения, была одна ситуация, нулевой отсчёт, а ведь сейчас каждый год прирастает по 200–250 тысяч машин, это целая армия. Если всё отменить, мы вернёмся не в ту точку, которая была три года назад, а в гораздо более сложную ситуацию. Будет транспортный коллапс!»
Куда уходят деньги?
Александр Морозов и вовсе считает, что цена за платные парковки может быть выше, если спрос на них будет расти: «Вот отменим мы платную парковку, люди приедут, а мест свободных не останется, потому что нет ценового фактора. Человек приехал на работу, совещание, он торопится — и бросает машину. Чтобы такого не было, должна быть такая цена, чтобы всегда было свободное место. Хотя бы процентов десять мест были свободными».
Опыт Москвы оказался удачным: крупные города пытаются его перенять. Среди них Казань, Екатеринбург и другие города-миллионники. А вот стоимость часа парковки по отношению к средней заработной плате в Москве остаётся одной из самых низких в мире.
Задачи заработать на платной парковке не стоит. С момента запуска системы город получил 2,3 миллиарда прибыли — но все они были направлены в управы и пошли на капитальный ремонт домов и благоустройство дворовой территории. Решение, на что потратить деньги, принимают жители.
Эвакуация раздора
Один вопрос по-прежнему остаётся острым и актуальным — эвакуация неправильно припаркованных автомобилей, на которую поступает всё больше жалоб. Власти признают: нужно её реформирование. Но ни в коем случае не отмена.
«Система эвакуации действующая, реформировать её нужно вот в каком плане, — объясняет Александр Морозов. — Эвакуация точно нужна. Потому что вот стоит один такой припарковавшийся неправильно и мешает тысяче людей ехать мимо. Мы его должны убрать! В любом месте, где размещён знак «Остановка запрещена», — специалисты уже всё проанализировали и посчитали, что парковка сильно навредит движению транспорта. Единственное, что вызывает тревогу: что люди сутками вызволяют свои машины. Такого быть не должно. Не нужно создавать страшные условия в местах, где машины возвращают. Должно быть удобно, комфортно и быстро.
Но мы должны понимать, что это не должно делаться за счёт всех подряд налогоплательщиков. Вот у меня никаких нарушений нет — почему я из своего кармана должен обеспечивать ребят, которые нарушали закон? Мы проводили опрос: 90 процентов тех, кого эвакуировали, знали, что ставят машину в неположенном месте. Они сознательно бросили её и были готовы к этим проблемам. Если они хотят, чтобы там всё было хорошо и быстро, эвакуация, на мой взгляд, должна стоить не 5 тысяч, а 10».
Вопрос заклеиваемых номеров на платных парковках, по мнению Александра, можно решать «в ручном режиме» — если инспекторы при осмотре видят закрытые номера, они имеют полное право их распаковать и выписать нарушителю штраф.
Системные решения
Введение платной парковки — не единственная мера по улучшению улично-дорожной сети Москвы, хотя от неё, несомненно, выигрывают и автомобилисты, и пешеходы, и люди, передвигающиеся общественным транспортом. Параллельно с этим реализуется целый комплекс мер: регулируется работа светофоров и движение крупных грузовиков, строятся новые дороги и развязки, расширяется зона платной парковки. Вся дорожная сеть проходит процесс оптимизации, который строится на основе ежедневно пополняемых данных о дорожном движении в Москве. В том числе, постоянно исследуются места концентрации ДТП и проводится профилактическая работа на этих участках. Результат уже есть — среднесуточное число ДТП в марте 2015 года сократилось примерно на 50 происшествий по сравнению с периодом прошлого года.
И, что важно для любого перегруженного автомобилями мегаполиса, возвращается доверие к общественному транспорту.
«Раньше общественный транспорт не всегда отвечал требованиям настоящего, — говорит Норайр Блудян. — Но сегодня закупаются тысячи новых автобусов. Организованы выделенные полосы, на которых общественный транспорт движется со скоростью, превышающей общий поток в несколько раз. И люди видят, что можно пересесть на общественный транспорт. Люди оставляют личный автомобиль и едут общественным транспортом. Они не боятся, что опоздают на работу, знают, что не будут нервничать. Качество услуг выросло!»