Опять нахимичили! Реагенты могут превратить столичные дороги в каток?

А у нас в городе теперь используются самые модные и продвинутые реагенты, которые, уничтожая осадки, легко превращаются в скользкую и опасную плёнку на дороге.

   
   
Кстати
По метеоданным, период повышенной скользкости дорог в Москве составляет примерно 79 дней. Каждая зима дарит 10 дней полного гололёда, 50 снегопадов и 50-70 дней, когда температура воздуха колеблется около 0°С . Чтобы уничтожать снег и лёд на 66 млн м² столичных дорог и поддерживать их в режиме «чёрного асфальта» (что требуют федеральные дорожные ГОСТы), для мегаполиса уже закупили 130 тыс. тонн жидкой химии, и её должно хватить примерно на 130 обработок.

Заморозки ещё не начались, но новый реагент, видимо, уже открыл счёт битым машинам. 27 октября на Боровском шоссе столкнулись аж 13 автомобилей. По версии УГИБДД Московской области, это случилось в том числе из-за тестовой обработки участка шоссе жидким противогололёдным реагентом (предположительно хлористым кальцием), который уменьшил сцепление шин автомобиля с дорогой в два раза. Правда, представители комплекса городского хозяйства Москвы тут же заявили, что виноваты водители, превысившие скорость. Интересно, что коммунальщики скажут, когда с наступлением холодов, как предупреждают эксперты, подобных аварий станет больше? Ведь гололедица, или по-научному стекловидный лёд, появляется не только при резком понижении температуры воздуха, но и из-за влаги, оставшейся после обработки дорожного покрытия противогололёдными материалами. Какими?

Например, теми, в основе которых лежит хлористый кальций. Кстати, именно на новый чудодейственный раствор ХКНж (хлористый кальций и натрий жидкий) коммунальщики сделали ставку в этом году.

Тормозить не получится

Между тем в октябре независимые эксперты провели на Дмитровском полигоне испытания, которые наглядно показали, что обработка асфальта ХКНж увеличивает тормозной путь машины на 22%! То есть, вместо того чтобы встать перед пешеходным переходом, машина сможет остановиться только после «зебры». Почему?

— Когда жидкая химия, в данном случае хлористый кальций и натрий, попадает на покрытую льдом дорогу, она начинает активно его топить, в результате концентрация раствора снижается, — объяснил «АиФ» Александр Барашков, заведующий отделением безопасности автомобилей научно-исследовательского центра «НАМИ». — Внизу оказывается вода, которая снова превращается в кристаллы льда, а сверху образуется скользкая плёнка жидкого «рассольчика». Поэтому технология уборки такой дороги должна быть идеальной — сначала счистили снег, потом полили лёд реагентом, и если на улице холодает, срочно собрали образовавшуюся смесь. А у нас в Москве любят до пробок в 6 утра всё превентивно обработать химией, как говорится, с запасом, и расслабиться до следующего утра.

Интернет-опрос

За последние годы ситуация с дорогами в Москве...

■ Стала хуже — 50% (351 голос).

■ Не изменилась — 30% (210 голосов).

■ Стала лучше, но незначительно — 14% (99 голосов).

■ Стала значительно лучше — 6% (39 голосов).

Всего голосов: 699.

Кстати, Росавтодор ещё в 2003 г. выпустил руководство по борьбе с «зимой», где чётко сказано: запрещается применение реагентов на основе хлористого кальция. Использование этой соли «приводит к образованию на дороге раствора, который снижает коэффициент сцепления до недопустимого предела».

Нового не надо

Но у коммунальщиков другое мнение. Департамент ЖКХиБ Москвы заявляет, что новая технология получила согласования. Росприроднадзор действительно одобрил московскую химию, но с оговорками: «Строгое соблюдение предложенной новой технологии и контроль за выполнением требования к ней исключают возможность негативного воздействия реагентов на окружающую среду и здоровье человека». Но неужели наши учёные не могут подобрать менее скользкие реагенты?

   
   

— Могут, таких разработок немало, например, есть очень хорошие жидкие «коктейли» с мочевиной, — заверила «АиФ» Дана Абельханова, ассистент кафедры «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ. — Но этот рынок уже давно поделён, и поэтому новому способу зимней уборки «прорваться» на столичные дороги невероятно сложно. Конечно, самый нескользкий и давно известный вариант — это пескосоляная смесь (80% песка и 20% техсоли). Но город же не собирается оснащать фильтрами всю систему ливневых стоков, чтобы избежать их засорения песком.

По данным МАДИ, очень хорошие результаты по борьбе со скользкостью показывает гранитная и мраморная крошка. Дорожники Швеции и Норвегии активно применяют горячий мокрый песок, который прилипает ко льду на несколько дней и увеличивает сцепление покрытия с колесом в 2 раза, в Финляндии используют дорогую, но действенную смесь «кальций-магнезиальный ацетат». В Германии запатентовали суперсредство, которое плавит лёд, уменьшает скользкость и даже улучшает агротехнические свойства почвы (!) благодаря мелким частицам лавы, входящей в состав смеси. А чем мы хуже?

В продолжении: Дорожные реагенты в Москве. Что нужно знать