Три шага к спасению. Как выжить, если автомобиль оказался в воде?

Проблема экстренного покидания машины актуальна для каждого российского водителя, в особенности зимой. На отечественных трассах немало водоемов, в которые во время аварии может угодить автомобиль, а пруды и озера подступают прямо к насыпи. Помимо них, есть придорожные канавы, заполненные водой, и обширные заболоченные низины, бывает, что дорога имеет на своем пути ледовые переправы. Нередко они возникают стихийно и не всегда отслеживаются ГИБДД и дорожными службами, а охотники и рыболовы любят выезжать на лед прямо на своих транспортных средствах. Как же спасаться, если автомобиль провалился?

   
   

Освободиться от ремней

Скользкая дорога провоцирует дорожно-транспортные происшествия, которые нередко заканчиваются вылетом автомобилей с трассы в затопленные кюветы. Чаще всего именно в таких водных ловушках и тонут водители, не успевающие выбраться из салона.

Спастись из них действительно трудно. Во время аварии машина нередко переворачивается, падает на крышу или на бок. Одно из закрытых окон от удара разбивается, и вода быстро поступает в салон. Пристегнутые пассажиры паникуют, теряют ориентацию и тонут. Зимняя одежда, крепко пристегнутые ремни и потеря привычной опоры дезориентируют водителя.

В такой ситуации важно сохранять самообладание. Нужно нащупать замок ремня безопасности и открыть его.

Далее необходимо помочь отстегнуться пассажирам. В перевернутой машине это трудно, но другого выхода нет.

Если автомобиль лежит на крыше в воде, то можно даже не пытаться открыть двери. Пруды и канавы часто заполнены растительностью, кустарником, ивняком и прочими деревьями, любящими заболоченную местность. Во время падения кузов прижимается к тонким стволам деревьев, которые закрывают двери, словно прутья решетки.

Небольшая глубина канавы не позволяет машине утонуть полностью. Часто погружается только тяжелая передняя часть, а задняя остается на поверхности. В ней образуется воздушный мешок. Поэтому лучше всего пробираться назад, опускать кресла и искать спасения в незатопленной части салона.

   
   

Выбить боковые стекла

Далее можно опустить стекла окон или выбить их каким-нибудь тяжелым предметом. Очень поможет монтировка, молоток или огнетушитель, если они есть под рукой. Но чаще приходится выбивать боковые окна ногами. Бить лучше всего в верхнюю часть стекла. Затем нужно быстро покинуть салон.

Если машина имеет кузов хэтчбек или универсал, то это сильно упрощает спасение. В них облегчен доступ в багажник, где всегда есть металлические предметы, домкрат, огнетушитель или набор инструментов. Кроме того, заднее стекло проще выбить ногами, так как оно просто вклеено. Кроме того, в современных машинах изнутри есть рукоятка, помогающая открыть дверь.

Не ждать погружения

Если автомобиль провалился под лед на реке или озере, то порядок спасения немного отличается. При движении по льду водитель и пассажиры готовы к возможным неожиданностям. Они должны открывать двери и отстегивать ремни безопасности. Тогда при первых признаках проламывания льдины они успевают выскочить наружу.

Тонущая машина редко когда переварачивается и плавает еще около двух минут. Поэтому даже при закрытых дверях у пассажиров есть возможность покинуть транспортное средство. Для этого необходимо открыть окна и вылезать через них. В случае невозможности этого стекла выбиваются.

Нельзя пытаться выбить ветровое стекло. Оно изготавливается из триплекса и не бьется. Даже при появлении множества трещин оно никогда не расколется. Правда, при плохом монтаже клеевое соединение может не выдержать, и ветровое стекло выдавливается ногами. Но бывает это не всегда.

Ни в коем случае нельзя ждать полного погружения машины, чтобы выровнять давление воды снаружи и изнутри салона. При выдавливании из салона воздушного мешка и при полном заполнении машины водой транспортное средство резко уходит на глубину и даже при открытых дверях покидание салона под водой затруднено. Человек оказывается подо льдом, и его уносит течением в сторону от полыньи.