В современных автомобилях, оборудованных автоматической коробкой передач и нафаршированных всевозможной электроникой, реализованы экономичные алгоритмы работы трансмиссии. А вот с механикой водителю приходится их имитировать. Как же стартовать максимально экономно?
В седанах и кроссоверах сейчас встречаются кнопки ECO, позволяющие экономить топливо. Такой режим перенастраивает коробку и помогает автомобилю стартовать с места максимально эффективно. Это значит, что двигатель развивает ровно такие обороты, чтобы не срывать колеса в пробуксовку, а коробка передач подбирает под них необходимые ступени. Это позволяет автомобилю на скользких поверхностях стартовать плавно и не расходовать лишнее горючее.
Для чего нужная первая передача?
Но как быть водителям автомобилей с механическими коробками, которых на просторах России насчитывается более половины от всего автопарка? Им приходится выполнять эти действия не автоматически, а самостоятельно, орудуя руками и ногами. К сожалению в автошколах не преподают науку экономии. Поэтому многим хочется знать, как выполнять эти действия правильно, тем более что за минувшие 25 лет моторы стали другими и вполне справляются с высокими нагрузками на малых оборотах.
Существующие на рынке механические коробки зачастую нарезаны на 5 и 6 ступеней. Первые стоят дешево, вторые дороже. Но на тех и на других передаточное отношение зубчатых колес первой ступени подбирается под задачи, связанные не только со стартом, но и с работой автомобиля под тяжелыми нагрузками. К примеру, чтобы тащиться с полной загрузкой на горку с уклоном 100%. Но такие экстремальные задачи выпадают на долю первой передачи нечасто.
Подавляющее большинство людей используют ее для обыденного старта с места или просто для движения по двору. В этом случае мотор раскручивается до 3-4 тысяч оборотов, скачкообразно растет расход топлива, катализатор забивается несгоревшими парами, а атмосфера коптится выхлопными газами. Но, главное, сцепление переживает гигантские нагрузки от двигателя, греется, диски его трутся и снижается их ресурс.
Как стартовать?
В общем, на ровных дорогах с гладким покрытием рекомендуется не жечь топливо понапрасну на первой передаче, а сразу включать вторую и стартовать с нее. Это стало возможным после запуска в производство двигателей с электронной системой управления, которая так перенастраивает клапаны, что максимальный момент доступен уже на низких оборотах. У атмосферных моторов 80% момента приходится на 2 тысячи оборотов, а у турбированных 80% момента достижимо на 1100-1200 оборотах. Это более 100 Нм для 1,6-литрового бензинового агрегата, которых вполне достаточно, чтобы сдвинуть с места не только 1,5-тонную легковую машину, но даже грузовик.
Причем программа управления мотором настроена поддавать газу для поддержания движения. Если включить вторую передачу на современной машине и очень медленно отпускать педаль сцепления, то она поедет без нарушений работы мотора. Он даже не будет троить. Электроника просто подкрутит мотор до 1200-1300 оборотов и позволит автомобилю стартовать плавно. При этом старт со второй ступени прописывается даже в сертифицированных испытаниях на экономичность. К слову, на карбюраторных машинах этот финт реализовать невозможно.
На таких машинах, как MINI или BMW, стоит помощник для старта с места. Там можно даже бросать газ на холостых оборотах. Автомобиль не заглохнет. На иных автомобилях для старта со второй передачи достаточно лишь немного погладить педаль газа, доведя стрелку тахометра до 1500 оборотов. Расход топлива при таком старте тоже падает на 50%.
Насколько вредно стартовать со второй?
Но как же ресурс сцепления? Если не раскручивать мотор свыше 2000 оборотов при старте, то никакого вреда сцеплению не будет. Ведь влияет на его ресурс не коробка передач со своими зубчатыми колесами, а тот момент, что попадает на него от двигателя. Если раскручивать мотор до 5000 оборотов, включать первую передачу и резко бросать педаль, то автомобиль, конечно же, взбрыкнет и полетит вперед. Но сцепление при таких издевательствах не проживет и месяца. Для него критичны ударные нагрузки на максимально эффективных режимах работы мотора. Поэтому бросать сцепление не рекомендуется ни на первой, ни на второй, ни на какой-либо еще передаче. Его необходимо отпускать плавно и без рывков.
Миф о вреде старта на второй передаче вызван деятельностью стритрейсеров и прочих городских спортсменов, любящих обогнать всех у светофора. Они часто стартуют со второй передачи и даже с третьей для максимально быстрого разгона или для эффектного заноса на месте. В этом случае сцепление переживает гигантские нагрузки и быстро выходит из строя. Но виновата здесь не коробка, а тот момент, что прилетает от мотора.
Смотрите также:
- Почему одни АКПП имеют ступенчатый ход селектора, а другие — прямой? →
- Почему на «роботе» нельзя ездить так же, как на обычной АКПП? →
- Почему нельзя на «автомате» надолго включать ручной режим? →