Программы поддержки автомобильной промышленности активно действуют в России уже три года. Если бы не субсидирование, то в минувшие годы продажи могли бы провалиться ещё на 20-30% и потянуть с собой на дно автосборочные предприятия крупных мировых производителей. Ставка была сделана не на прямую поддержку промышленников, а на покупательскую активность граждан. Заработали льготный лизинг и кредитование, началось обновление автопарка, а также другие программы. В начале этого года действие льгот продолжилось, и на их реализацию выделено около 60 млрд рублей.
«Мы около трёх лет старались донести идею о том, что поддержке молодых семей, нацеленных на покупку автомобиля, необходимо уделять максимум внимания», — рассказывает экс-президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Владимир Моженков. Без автомобиля снижается качество жизни, и люди всеми способами стараются приобрести машину, зачастую уже давно бывшую в употреблении. Перед правительством ставилась задача перетянуть этих покупателей с вторичного рынка в официальные салоны за новыми автомобилями. Наконец Минпромторг обратил внимание на эти идеи и подготовил соответствующие программы: «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». 11 июля документ был подписан премьер-министром Дмитрием Медведевым и опубликован на сайте правительства.
Документ предусматривает получение субсидий через банки на покупку новой машины. На десятипроцентную скидку получают право семейные люди с двумя и более детьми. Для этого им необходимо показать менеджерам официальных салонов паспорт с соответствующими пометками, а также свидетельство о заключении брака. Кроме того, автомобиль с десятипроцентным дисконтом теперь могут купить и молодые водители, готовые впервые сесть за руль новой машины, собранной в России. Доказывать право на субсидию им не придётся. Банки имеют всю необходимую информацию, которая поступает из регистрационного реестра ГИБДД. Весь пакет документов для предоставления в банк можно будет оформить непосредственно в дилерском центре.
«Система льготного кредитования действует с момента начала кризиса и показала себя как эффективный инструмент стимулирования спроса», — рассказывает директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. Около 30% всех выдаваемых автокредитов льготные. Поэтому алгоритм субсидирования уже отработан. И дилерские центры имеют все необходимые ресурсы и каналы связи для работы. Человеку достаточно просто обратиться к дилерам и выбрать новый автомобиль.
Всего на реализацию программы в этом году выделяется 3,75 миллиарда рублей. По словам Владимира Моженкова, эти средства будут расходоваться только на целевые программы, помимо уже запущенного льготного кредитования. То есть 10% приплюсуются к уже имеющимся скидкам. Однако программа ещё только утверждена, и её механизмы будут корректироваться по мере внедрения. Возможно, дилеры или банки самостоятельно внесут какие-то изменения в рамках своих компетенций.
Всего планируется продать не менее 58 тыс. автомобилей по государственной субсидии. В это же число входит и коммерческий транспорт, реализуемый по похожим программам «Российский тягач», «Российский фермер» и «Своё дело». Для организаций и индивидуальных предпринимателей скидка на коммерческую технику составит 12,5% от стоимости нового автомобиля.
«В любом случае у дилеров, банков и Минпромторга цель одна: продать как можно больше новых автомобилей», — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. Вряд ли кто-то обидится на дилеров, если они продадут больше машин, чем планировалось. Нередко дилеры сами ужимаются в цене, чтобы держать склады пустыми. Так дешевле. Основной заработок дилеров кроется в обслуживании и в торговле запчастями.