Среди автомобилистов сложился стереотип, что при приобретении автомобиля необходимо обязательно укрепить его моторный отсек металлическим листом. Его накладывают по периметру подрамника и крепко фиксируют болтами к штатным отверстиям. Эта броня действительно способна сопротивляться локальным воздействиям внешних предметов на дороге. Но есть ли смысл решать проблему ударов о камни таким образом?
Преимущества брони
Картер - это металлическая крышка-резервуар для сбора масла в двигателе. Резурвуар расположен в самом низу двигателя и на некоторых машинах раньше он действительно выходил за пределы моторного отсека. Картер висел в опасной близости от земли, и требовалась его дополнительная защита от повреждений. Случайный удар об острый камень мог пробить металлическую крышку или помять ее таким образом, что начиналась течь масла, а за ним наступало масляное голодание мотора, вследствие которого происходили поломки.
Существует несколько разновидностей брони для картера. Помимо металлических листов применяются композитные материалы. Они отличаются легкостью и прочностью, а так же малым весом, благодаря чему активно используются в автомобильном спорте.
Недостатки защиты
Однако есть у защиты картера существенные недостатки, которые могут сделать ее бессмысленной.
Конструкция автомобилей претерпела изменения, и теперь картер мотора не высовывается между колес, как прежде. Силовой агрегат располагается поперечно и с наклоном против хода машины, благодаря чему нижняя часть даже не доходит до подрамника.
При наезде машины на выступающее препятствие удара о картер не происходит. Камень или бордюр бьют в стабилизатор или в рычаги передней подвески, которые металлическим листом не защищены. Для повреждения нижней части двигателя необходимо наскочить на торчащий камень или арматуру сверху, спрыгнув с бордюра или провалившись в дорожную неровность. Однако такие случаи редки.
Кроме того, металлический лист препятствует циркуляции воздуха в отсеке и не дает хорошо охлаждаться радиаторам. Еще на нем скапливается мусор. А в некоторых случаях мастера даже устанавливают там шумоизоляцию, которая и вовсе не предусмотрена конструкцией транспортного средства.
Доставляет защита картера и неудобства в эксплуатации машины. При проведении технического обслуживания с заменой масла и фильтров потребуется каждый раз снимать и устанавливать защиту на автомобиль, что оборачивается дополнительными расходами. Доступ к фильтрам есть только снизу и металлический лист мешает мастерам.
Одно защитим, а другое оголим
Но самое главное, что защита картера оставляет без прикрытия по—настоящему хрупкие технические узлы машины.
Рычаги подвески и боковые выступы стабилизатора в любом случае принимают удары о бордюры на себя. Кроме того, голой остается и «банка» каталитического нейтрализатора. Она располагается в тоннеле выхлопной системы. Этот технический узел состоит из керамических сот, которые в процессе работы разогреваются до высоких температур и дожигают вредные выхлопные газы, превращая их в СО2. При внешнем воздействии соты трескаются и оплавляются. Они препятствуют свободному течению газов и закупоривают систему выхлопа. В результате лямбда-зонд вносит коррективы в работу мотора, а затем и сам отключается, в результате чего силовой агрегат глохнет.
Поэтому удар в нежный катализатор гораздо опаснее удара в картер. Повредить его можно при движении по глубокой колее или при парковке на тротуаре с заездом колесами на бордюр.
Но защита картера по-прежнему актуальна для внедорожников или спортивных машин, которые много времени проводят на бездорожье.