Существует несколько типов водителей. Одни любят ездить неспеша, без риска и без вреда для своих транспортных средств. Другие же, наоборот, стремятся стартовать быстро и агрессивно. Они жмут акселератор в пол и набирают скорость, чтобы обогнать всех участников движения. Подобные действия связаны с высокими нагрузками, которые сказываются на состоянии техники. Чем же это чревато для автомобиля?
Появление нагара
В первую очередь резкие старты влияют на экономичность. Разгон до «сотни» на пределе возможностей поднимает расход в несколько раз. То же самое касается и езды с большими скоростями.
Превышение скорости на 40 км/ч от разрешенных 90 км/ч влечет за собой двукратное увеличение потребления топлива. Ну а если скорость подбирается к 150-170 км/ч, то техника в автомобиле начинает работать на износ. Особенно опасна быстрая езда при недостаточно отрегулированных системах впрыска. Дело в том, что на подержанных машинах происходят перебои в приготовлении смеси. Из-за загрязненного воздушного фильтра или по иным причинам смесь получается обогащенной, что сказывается на ее сгорании. Появляется нагар, серные отложения в цилиндрах и на клапанах.
Разрушение катализатора
Рваный ритм влияет и на состояние каталитического нейтрализатора. Оставшиеся пары топлива выбрасываются в систему выхлопа и догорают в сотах нейтрализатора, вызывая его сильный перегрев. Из-за высоких температур соты могут оплавиться, а тряска, сильные вибрации и удары на кочках способствуют разрушению ячеек. В общем, на спортивных машинах катализаторы требуют частой замены.
Масло портится
При рваном ритме с резкими разгонами и торможениями резко снижается ресурс масла. Пары сгоревшего топлива пробиваются в картер вместе с сажей. Наслоения гари смываются смазывающей жидкостью и меняют ее консистенцию. Масло приобретает черный цвет. Кроме того, масло переживает локальные пригорания, потому как, циркулируя по системам смазки, тоже участвует в охлаждении мотора. В результате прижиганий происходит выпадение присадок, которые превращаются в хлопья, налипающие на стенки каналов. Масло теряет заявленные характеристики, перестает выполнять свои функции, из-за чего ускоряется выработка деталей.
В смазывающей жидкости накапливаются продукты износа трущихся частей, осадок и мелкодисперсная металлическая стружка, которые быстро забивают фильтр.
Если ездить с таким маслом продолжительное время, то ресурс мотора стремительно сокращается. Поэтому ценителям спортивного стиля езды необходимо менять масло раз в 3-4 тысячи километров пробега, чего они, естественно, не делают.
Высокая нагрузка на технику
Если часто доводить обороты мотора до красной зоны, то растет нагрузка на все узлы. Ломаются подшипники газораспределительного механизма (ГРМ), растягивается его цепь, выходят из строя компенсаторы клапанов, помпа, из-за перегрузок искажаются углы настройки колес, забиваются свечи, перегорают катушки. Из-за резких перепадов давления и активной рулежки трескаются сочленения гидравлического усилителя рулевого управления (ГУР), из-за чего могут образоваться протечки масла.
Экстренное торможение
Чаще всего после экстренного торможения пригорают тормозные колодки, в особенности неоригинальные, изготовленные непроверенными поставщиками. Водитель обычно ощущает неприятный запах гари, который проникает в салон.
При этом верхний слой фрикционного материала спекается в твердую корку, которая затем при работе тормозов издает пронзительный визг и скрежетание. Постепенно пригоревший участок стирается, и колодка вновь становится тихой.
Циклы экстренного торможения требуют последующего охлаждения тормозов, что мало кто делает. Можно видеть картины, как лихач «играет в шашки», обгоняет поток, а потом мечется к обочине, бьет по тормозам и заруливает на паркинг к магазину. В этом случае от перегрева может повести даже диски. Они теряют форму и создают дополнительные вибрации при езде и торможении. Некоторые мастера пытаются протачивать такие диски, но делать это не рекомендуется, так как перегретая сталь ослабевает и теряет прочность. При последующих экстренных торможениях диск вновь теряет форму даже при меньшей температуре нагрева.