Министр энергетики Николай Шульгинов пригрозил российским нефтяникам запретить продавать бензин за границу.
Почему власти ни кнутом, ни пряником не могут остановить рост цен на топливо?
Минэнерго много раз говорило: бензиновый рынок стабилен, всё под контролем. Оказывается, не всё. Нефтяники всё больше топлива продают за рубеж, где цены на него снова высоки, а НПЗ ведут летний ремонт. Предложение бензина на петербургской бирже отстало от спроса. За 7 месяцев 2021 г. это подняло оптовые цены уже на 25%, что вносит лепту в подорожание всех товаров, доставляемых автотранспортом. И опасность ускорения цен на АЗС тоже есть.
Но запрет экспорта бензина – это как кровопускание, которым лечили в старые времена, после чего больному становилось хуже. На внутреннем рынке государство изымает у нефтяников через налоги 70% выручки от продажи бензина, а розничные цены в РФ – среди самых низких в Европе. Если у бизнеса не будет возможности дополнительно зарабатывать на внешнем рынке, он перестанет инвестировать в нефтепереработку. Упадёт качество топлива, появятся регионы, где бензин окажется в дефиците, последуют новые скачки цен.
Минэнерго дало бизнесу понять, что подумывает о временном запрете экспорта. Этого оказалось достаточно, чтобы топлива на бирже стало больше и оптовые цены пошли вниз. Но в будущем это чревато новыми кризисами. Все последние годы правительство то давит на нефтяные компании, то идёт на уступки, перенастраивая механизм госрегулирования топливного рынка. Положительный результат каждый раз только временный. И по-другому в российских условиях быть просто не может. Потому что стратегическая цель государства не развитие нефтепереработки и создание в стране комфортных цен на бензин, а увеличение сбора налогов, которые платят бизнес и покупатели.
Цены на АЗС остановятся, только если государство перейдёт к политике стимулирования потребительского спроса, малого бизнеса и всей экономики через удешевление транспорта. Я – за это!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции