Российские власти заметно ужесточают наказание за грубые и систематические нарушения ПДД. Государственная дума в конце декабря 2021 года приняла в третьем чтении новый законопроект, предусматривающий уголовную ответственность для злостных лихачей. Совет Федерации одобрил законопроект и отправил его на подпись президенту. Ожидается, что после утверждения поправок к КоАП и УК правоохранительные органы получат действенный инструмент для борьбы с дорожными хулиганами, демонстрирующими вызывающее поведение в отношении других участников движения. Подготовка законопроекта была инициирована после ряда резонансных аварий с человеческими жертвами, виновниками которых стали дорожные лихачи.
Два года или 300 тысяч рублей
Авторство законопроекта принадлежит консолидированной группе депутатов от «Единой России», ЛДПР, «Справедливой России» и «Новых людей», начавших работу над поправками в рамках программы по борьбе за снижение смертности на дорогах. В пояснительной записке инициаторы сослались на статистику, согласно которой частыми нарушителями являются рецидивисты, то есть ограниченное количество водителей, демонстрирующих неуважение к Правилам дорожного движения и к другим участникам движения. Их примерно 5% от общего количества автомобилистов, однако они устраивают слишком большое число аварий, которые значительно портят статистику по смертности. Не останавливают лихачей большие штрафы и даже лишение прав.
В российское законодательство теперь будет введен новый пункт 264.2 УК, который предусматривает за нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами, штраф в 200-300 тыс рублей, либо лишение свободы на срок до двух лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов.
Статья будет применяться в отношении всех водителей, уже лишенных права управления транспортными средствами и допустивших нарушение, вновь предусматривающее лишение прав. К примеру, это превышение разрешенной скорости более чем на 60 км/ч, выезд на встречную полосу или на трамвайные пути встречного направления.
Правда, в законе оговаривается, что составить протокол для передачи дела в суд могут только инспекторы ГИБДД, непосредственно поймавшие нарушителя на дороге. Материалы с камер автоматической фиксации для возбуждения дел по статье 264.2 УК применяться не могут.
Предполагается, что президент РФ рассмотрит утвержденный двумя законодательными палатами законопроект до конца 2021 года. В действие он может вступить сразу после опубликования.
Лишить источников заработка
Помимо уголовной ответственности за систематические грубые нарушения, вводится специфическое наказание за пропаганду противоправных действий в блогосфере. Если автомобилисты демонстрируют нарушения в социальных сетях, то прокуратура имеет право потребовать блокировки аккаунта и внесения URL-адресов страниц блогеров-нарушителей в Единый реестр запрещенной в РФ информации.
Блокировка страничек в соцсетях очень болезненна для блогеров. Для них социальные сети — это основной источник заработка. К примеру, в 2019 году журнал Forbes оценил годовой доход блогера Алана Енилеева в 850 тысяч долларов, поставив его на четвертое место в рейтинге самых высокооплачиваемых российских блогеров. Он известен в том числе своими обзорами дорогих и редких автомобилей на Youtube и в Instagram.
Напомним, что проработка методики блокировки блогов нарушителей ПДД началась еще летом после резонансного ДТП, которое устроил 1 апреля 2021 года на Смоленской площади блогер Эдвард Бил. Он выехал на встречную полосу на Смоленской площади, в результате чего в аварии пострадала женщина. Позже выяснилось, что блогер управлял машиной, снятой с учета, что позволяло ему уходить от ответственности.
После ДТП на Кутузовском проспекте спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил ввести уголовную ответственность за неоднократные нарушения и конфискацию автомобилей нарушителей.