«Это позволит исключить случаи, когда водитель превышает скорость на маленьком участке дороги, но затем снижает скорость и не превышает ее на остальном пути. Современные навигаторы и радар-детекторы отслеживают наличие камер на дороге. Поэтому водитель может притормозить перед камерой, а затем снова ускориться — и не получить штраф. Среднюю скорость движения будут высчитывать по информации с двух камер, поэтому уйти от наказания не удастся, что, безусловно, является положительным моментом», — сказала Гульнара Ручкина.
Под средней скоростью предложено считать «значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости, ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка». Проект изменений в Правила дорожного движения ждёт межведомственного согласования. Изначально планировалось, что поправки вступят в силу с 1 марта 2024 года, в новой редакции дату перенесли на 1 сентября следующего года. В настоящий момент проект уже поддержали в Минэкономики РФ и ряд регионов: Московская область, Татарстан, Дагестан, Краснодарский и Хабаровский края.
Штраф за превышение средней скорости в России существовал с 2013 года. Однако с 2021 года россиян перестали штрафовать за это нарушение из-за несовершенства нормативно-правовых актов. Верховный суд РФ решил, что указывать участок дороги между камерами как место нарушения, а не конкретное местоположение — неправомерно. В ПДД на настоящий момент термин «средняя скорость» отсутствует, указывает Ручкина.
«Однако реализация методики станет возможной только после уточнения понятий места и времени совершения нарушения в Кодексе об административных правонарушениях, что позволит избежать дальнейших споров. Также следует решить вопрос о методике фиксации средней скорости и решить: это будет два разных устройства или же будет считаться, что участок будет подконтролен одному аппаратному комплексу, который включает в себя две синхронизированные камеры; потребуются ли дополнительные расходы регионам на „отдельное программное обеспечение“ для фиксации средней скорости», — пояснила Гульнара Ручкина.
«На мой взгляд, штраф за нарушение средней скорости — глупость, потому что это не позволяет определить ни место, ни время нарушения. А любое нарушение характеризуется местом и временем. У нас до половины ДТП происходит именно из-за плохого состояния дорог, а не из-за того, что у нас как-то не так измеряют скорость. Поэтому ставить камеры надо на участках, где превышение скорости влечет наибольшую опасность, а не там, где наибольшая вероятность нарушений», — пояснил Сергей Радько.
Ранее депутат ГД Ярослав Нилов предложил продумать также другие поправки в ПДД. Так, по его словам, необходимо зафиксировать понятие «опасное вождение» и доработать инициативу с разрешением пользоваться выделенной полосой отдельным категориям граждан.