Штрафы против логики. Как изменить систему наказаний для водителей

Месяц назад на совещании по безопасности дорожного движения президент России Владимир Путин призвал ужесточить наказание за ряд опасных нарушений ПДД. Со всех сторон зазвучали разные предложения, а некоторые из них уже близки к статусу закона — как, например, пятитысячный штраф за тонировку.

   
   

Специалисты сходятся во мнении, что автомобильная глава, да и весь Кодекс об административных правонарушениях, действительно нуждается в модернизации. Но менять надо не суммы штрафов за проступки, нужно начать с глобальных вопросов.

«Первым делом я бы упорядочил доказательную систему. Сейчас постановление о правонарушении является доказательством вины в суде. Этот пункт надо исключить. Позиция сотрудника ГИБДД не может считаться доказательством. Ещё отмечу, что надо конкретизировать презумпцию невиновности, чтобы она действительно работала, — уверен председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. — Пока не решат эти вопросы, мировые суды так и будут штопать дела на основе постановлений инспекторов. И хоть какие штрафы пиши в кодексе, ничего не изменится».

А пока все нововведения носят локальный характер. Частые изменения конкретных статей КоАП привели к тому, что в кодексе в целом всё меньше прослеживается логика. Эксперты уверены, что подход должен быть системным. «Надо упорядочить саму систему наказания, выстроить иерархию штрафов, потому что сейчас там творится беспорядок», — замечает Виктор Похмелкин.

Сейчас при определении размера штрафа нет общего принципа. В результате в КоАП хорошо заметно несоответствие тяжести нарушения и ответственности за него. Например, за проезд на красный сигнал светофора предусмотрен штраф 1000 рублей. Столько же придётся заплатить за непристёгнутый ремень безопасности. В то же время неправильная парковка, равно как и проезд по выделенной полосе для общественного транспорта, жителям Москвы и Санкт-Петербурга обойдётся в 3000 рублей. Хотя в первых случаях нарушения напрямую связаны с безопасностью дорожного движения, а более «дорогие» статьи КоАП на это никак не влияют.

Об отсутствии логики в нынешнем КоАП и необходимости выстроить систему говорит и координатор движения «Общество синих ведёрок» Пётр Шкуматов: «Ранжировать наказания надо не по региональному признаку, а по степени опасности для жизни и здоровья людей. Когда штраф за проезд на красный свет — 1000 рублей, а неправильная парковка — 3000 рублей, то это безумие, бред. В первом случае штраф надо увеличивать, а во втором — наоборот, сокращать».

Именно принцип безопасности должен быть главенствующим в системе наказания. К сожалению, в нынешнем виде КоАП этого не учитывает, и за разные по своей сути нарушения автомобилистов штрафуют одинаково. Пётр Шкуматов приводит примеры: «Есть различия между проездом перекрёстка на красный свет и поворотом на красный свет. Первое нарушение опаснее. И парковка ведь тоже бывает разной. Одно дело — припарковаться на тротуаре, и другое — просто под запрещающим знаком, что никакого отношения к безопасности не имеет».

   
   

Самих нарушителей тоже надо отличать друг от друга и не судить всех одинаково строго. Тем более, границу между ними легко провести по числу проступков.

«Кодекс нуждается в гуманизации по отношению к случайным нарушителям. Штраф в первый раз не должен составлять 5000 рублей. Я бы сказал, нужна гармонизация наказаний — для тех, кто неоднократно нарушает ПДД. Сейчас КоАП не делает различий между водителями. И злостные нарушители приравниваются к тем, кто один раз случайно нажал на педаль газа», — уверен Пётр Шкуматов.

В свою очередь, Виктор Похмелкин особенно отмечает практически полную бесполезность некоторых типов наказания: «Считаю, надо отменить такую меру, как лишение прав, или оставить её только для нескольких самых грубых нарушений вроде вождения в нетрезвом виде. Нормальная зарубежная практика. А у нас это самые «коррупционные» нарушения. Вместо лишения прав должны быть крупные штрафы или административный арест. Эффекта будет больше».

Работы для законодателей, как видим, немало. И ещё не раз в ближайшие годы автомобилистам придётся запоминать новые нормы в КоАП.