Пятеро за одного. Как изменятся экзамены в ГИБДД?

Полтора года прошло с тех пор, как автошколы перешли на новые программы обучения. И вот Минюст наконец зарегистрировал осенний приказ МВД о новом регламенте приёма экзаменов в ГИБДД. Впрочем, пока знания и умения кандидатов в водители проверяют по-старому. До 1 сентября у учебных заведений и гаишников есть время подготовиться к новому формату.

   
   

На первый взгляд, глобальных изменений в процедуре нет. Экзамен на право управления легковой машиной состоит из тех же этапов: теории, упражнений на площадке и движения в городских условиях. Но в каждой части есть нововведения, в том числе в теоретической. Во-первых, в МВД поменяют сами билеты. Тем, кто собрался сдавать на права осенью, «зубрить» нынешние ответы нет смысла. Во-вторых, все вопросы поделят на четыре тематических блока. Сейчас две ошибки на теоретическом этапе автоматически означают пересдачу. Вскоре процесс усложнят. Появится небольшая поблажка: ученик проваливает экзамен только в случае трёх ошибок в сумме или двух — в одном блоке. То есть неправильно ответить можно дважды, но за каждый промах предусмотрены дополнительные пять вопросов, причём обязательно по той же теме. И их уже надо «пройти» чисто.

Упражнения на площадке с сентября придётся выполнять практически все: трогание на подъёме, заезд в бокс, параллельная парковка, маневрирование в ограниченном пространстве (включает змейку, поворот на 90 градусов и разворот) и проезд перекрёстка. Последнее — только при приёме экзамена на автоматизированном автодроме. Остальные надо делать в любом случае. На выполнение всех упражнений отведут определённое время, которое будет рассчитываться по специальной формуле с учётом пройденных метров и средней скорости движения. В свою очередь, у кандидатов в мотоциклисты появится скоростное маневрирование, что, по мнению экспертов, доставит проблем мотошколам из-за размеров площадок.

«Мы против общего регламента времени на экзамене. Создаётся впечатление, что мы готовим не безопасных водителей, а спринтеров. По новому регламенту, мотошколы будут вынуждены оформлять площадки длиной до 80 метров, что может привести к их массовому закрытию. Полтора года назад изменённые требования к размеру площадок (0,24 га) уже привели к закрытию 60% автошкол по всей России», — не согласен с новыми правилами председатель правления «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев.

Что касается третьего этапа, движения в городе, то в МВД обновили таблицу штрафов. На пересдачу по-прежнему отправляют за пять баллов, то есть за одно грубое нарушение. За среднее дают три балла, за мелкое — один. В числе грубых появились такие, как нарушение правил опережения при проезде пешеходного перехода и обгон машины с включёнными проблесковыми маячками. Ошибкой средней тяжести станут считать использование телефона. Ужесточения бесспорные, но есть в этой таблице и весьма странные определения.

«Формулировка некоторых требований в таблице штрафных баллов размыта. Это может способствовать необъективности экзаменаторов. Например, к грубым ошибкам относится невыполнение (игнорирование) заданий экзаменатора», — предупреждает Сергей Лобарев. Добавим, что неоднозначные понятия встречаются и среди мелких нарушений. Например, «не обеспечивал плавность движения» или «неправильно оценивал дорожную обстановку». При этом критериев, что считать плавным и как правильно, не указано.

Для кандидатов в водители всё-таки нашлись очевидные плюсы. Например, сейчас инструктор не может находиться во время экзамена в машине. Новый регламент не просто разрешает ему присутствовать, но и указывает чёткое место — на переднем сиденье рядом с учеником. «На наш взгляд, то, что в автомобиле во время испытаний в городе будет присутствовать мастер вождения, сделает приём экзаменов более объективным. Этим пунктом будет определён ответственный — владелец автомобиля — в случае ДТП», — одобряет эти нововведения Сергей Лобарев.

   
   

Но в целом учебные заведения не считают полезными изменения в регламенте. С улучшением подготовки водителей и повышением безопасности на дорогах они мало связаны. «Эксперты «Гильдии автошкол» обеспокоены тем, что основной упор в подготовке водителей и при проведении экзамена сделан на знание теории и отработку элементов на закрытой площадке.

В автошколах нет возможности отработать моторную мышечную память при управлении автомобилем в реальных дорожных условиях и научиться создавать безаварийное пространство вокруг машины. Опасение экспертов вызывает подготовка мотоциклистов. Как и раньше, экзамены на категорию «А» проходят только на закрытой площадке, нет ни одного испытания в городских условиях, что не соответствует передовому зарубежному опыту. У профессионального сообщества нет уверенности, что даже после этих ужесточений на дороги страны будут выпускаться безопасные водители, появится заслон для неподготовленных водителей и будут устранены причины коррупции», — резюмирует Сергей Лобарев.

Вдобавок ещё и непонятная ситуация со сроками. Вся процедура от заявления в ГИБДД до выдачи водительского удостоверения должна занимать месяц. Но это если экзамен сдан с первого раза. С пересдачами такой конкретики нет. Возможно, несколько попыток получить права займут долгие месяцы.