Можно ли объезжать разбитые участки дорог по обочинам?

Категория:  ПДД и ГИБДД
Ответ редакции

Весной дороги разрушаются неравномерно. Сначала едешь по ровной и прямой дороге, недавно прошедшей через капитальный ремонт, а через несколько километров хороший участок сменяется разбитым. Асфальт уже покрыт трещинами, которые в некоторых местах расползаются пугающими впадинами. Рядом с ними периодически попадаются большие ямы с острыми краями, грозящие повреждением шин. Причем иногда они кучкуются настолько плотно, что деваться от них некуда. Автомобили, чтобы избежать сильных ударов в подвеску, могут только выезжать на края дороги, в том числе и на обочину противоположной полосы. Водители таким образом преодолевают целые участки дорог длиной 5, 10 и более метров. Однако по правилам движение по обочинам запрещено, за это деяние в Кодексе об административных правонарушениях даже прописан штраф. Попадут ли водители под наказание, если в этом месте будут дежурить экипажи ГИБДД?

   
   

Кто имеет право ездить по обочинам?

Пункт 1.2 ПДД дает четкое определение «обочины». Это «элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами».

В соответствии с пунктом 12.1 ПДД, обочина предназначена для «остановки и стоянки транспортных средств». При нанесенной сплошной разметке сплошную линию 1.2, которая отделяет проезжую часть от обочины, допускается пересекать в местах, где разрешена остановка или стоянка.

Формально ездить по обочинам тоже запрещено. Пункт 9.9. ПДД допускает лишь движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также разрешает подъезд по кратчайшему пути для транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Кроме того, в пункте 8.8 ПДД прописано, что водитель имеет право кратковременно выезжать на обочину и пересекать линию 1.2, если необходимо совершить разворот поперек дороги, а ширина проезжей части недостаточна для маневра. Однако при выезде водитель обязан пропустить как встречные, так и попутные автомобили.

Других причин для выезда на обочину и для движения по ней правилами не предусмотрено. Как же быть, когда необходимо совершить объезд дорожных ям, грозящих повреждением подвески и колес?

Штрафы за езду по обочине

Часто водители при выезде с проезжей части дороги оправдывают свои действия наличием препятствий. В соответствии с пунктом 1.2 ПДД, препятствием называют неподвижный объект на полосе движения, в том числе неисправное или поврежденное транспортное средство, а также дефекты проезжей части и посторонние предметы, не позволяющие продолжить движение. Однако для законного выезда нужен оформленный объезд, обозначенный знаками. Его должен организовать сотрудник ГИБДД, который в случае необходимости выезжает на место.

   
   

Если совершить выезд на встречную полосу движения или отрулить на обочину самостоятельно, то формально водителю полагается штраф. И если на этом участке дороги стоит камера фиксации нарушений, то протокол об административном правонарушении будет оформлен и выслан владельцу машины.

Когда объезд совершается через встречную полосу, то, в соответствии с пунктом 3 статьи 12.15 КоАП, штраф составляет от 1000 до 1500 рублей. Когда водитель решается проехать по обочине, то, в соответствии с пунктом 1 статьи 12.15 КоАП, штраф составляет 1500 рублей.

При объезде ям штраф придется оспаривать с представлением необходимых фото- и видеоматериалов, на которых изображены неровности дороги и автомобиль.

Если же на месте дежурит наряд ДПС, то он, скорее всего, не сочтет маневр водителя за нарушение.

Действительно, здесь наблюдается юридический казус. Но он разрешается иными нормативными документами, регламентирующими деятельность ГИБДД, в соответствии с которыми штраф здесь может и не начисляться. Прибывший на место экипаж ГИБДД должен помочь организовать объезд дорожных неровностей и направить транспорт по безопасному пути. Для этого достаточно ям, превышающих размеры установленных ГОСТом неровностей (5 см в глубину).