3 июля исполняется 85 лет со дня образования Госавтоинспекции. Накануне главный редактор «АиФ» Игорь Черняк обсудил с начальником Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ генерал-лейтенантом полиции Михаилом Черниковым, что изменилось в работе ДПС, как штрафы влияют на аварийность и почему детей надо учить вождению ещё в школе.
Игорь Черняк, «АиФ»: «Михаил Юрьевич, какое, на ваш взгляд, самое принципиальное изменение произошло в работе Госавтоинспекции за 85 лет?»
Михаил Черников: «За минувшие десятилетия мир вокруг кардинально изменился и продолжает меняться буквально на глазах. Госавтоинспекция всегда отвечает на актуальные вызовы в сфере своей компетенции, безостановочно развивается и совершенствуется. С 2006 г. реализуется много стратегических программ и проектов, в том числе региональные целевые программы по обеспечению безопасности дорожного движения. Сегодня в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» реализуется федеральный проект «Безопасность дорожного движения», где поставлены очень важные цели и задачи. Это техническое переоснащение Госавтоинспекции, инженерные мероприятия по обустройству уличной дорожной сети, развитие системы фотовидеофиксации и многое другое. Все они в конечном счёте направлены на снижение смертности на дорогах. Кстати, за последнее десятилетие летальность на наших дорогах снизилась вдвое. Это результат работы всех органов власти и субъектов профилактики безопасности дорожного движения и, конечно, сотрудников Госавтоинспекции. Уверен, что жители страны видят, что мы меняемся, понимаем те проблемы и запросы, которые сегодня есть у автомобилистов и пешеходов. В первую очередь это обеспечение безопасного и комфортного передвижения по нашим дорогам, а также получение качественных госуслуг. Госавтоинспекция сегодня находится в первых рядах по разработке и внедрению многих информационных технологий. Думаю, уже в обозримом будущем появятся электронные ПТС и водительские удостоверения. Это поможет водителям, например, узнать историю автомобиля, который они собираются покупать. В информационной платформе, которую мы разрабатываем, будет много опций, которые помогут всем участникам дорожного движения.
И, тем не менее, главной фигурой на дороге по-прежнему остаётся человек в узнаваемой форме со световозвращающими элементами и жезлом регулировщика. Его невозможно заменить никаким мобильным приложением или видеокамерой наблюдения».
«Мы против снижения скорости до 30 км/ч»
— С каждым годом камеры начинают фиксировать всё новые нарушения. Оправдалось ли их внедрение на наших дорогах?
— Да, развитие системы автоматической фиксации нарушений ПДД продолжается. Сегодня они фиксируют не только превышение скорости, но и проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на полосу для движения общественного транспорта и др. В стране сейчас работают 21,5 тыс. камер фотовидеофиксации — передвижных и стационарных. В первую очередь они устанавливаются там, где сегодня аварийно-опасно, в местах концентрации ДТП. Если говорить о передвижных комплексах, мы ведём контроль и надзор за их установкой. Когда такие камеры появляются необоснованно, проводятся проверки, и актуальность собранных сведений по фотовидеофиксации ставится под сомнение. Если камеру поставили из-за дорожных работ, важно, чтобы по их окончании знаки ограничения скорости и камеру убрали или перенастроили на более высокий скоростной режим.
С помощью камер за 5 месяцев 2021 г. вынесено 46,8 млн постановлений по делам об административных правонарушениях. Это 86% от общего числа штрафов. Анализ эффективности применения комплексов свидетельствует, что в местах их работы отмечается снижение общего количества ДТП и тяжести их последствий. Кстати, ежегодно в результате деятельности систем фотовидеофиксации на дорогах страны ликвидируются 1,5 тыс. аварийно-опасных участков.
Наша цель не в собирании штрафов и пополнении местных бюджетов, а именно в безопасности водителей, которые в большинстве своём у нас законопослушны.
— А обязательны ли знаки, предупреждающие водителей, что впереди камера?
— Безусловно, ведь наша цель не в собирании штрафов и пополнении местных бюджетов, а именно в безопасности водителей, которые в большинстве своём у нас законопослушны. Информация обо всех камерах должна быть доступна водителям. Для этого на сайте Госавтоинспекции работает интерактивный раздел «Комплексы фотовидеофиксации на дорогах», в котором собрана и постоянно обновляется информация о местах размещения всех комплексов фотовидеофиксации нарушений по всей стране.
МВД России выступает категорически против снижения максимальной скорости движения в городах до 30 км/ч и снижения нештрафуемого порога наказания за превышение скорости с 20 до 10 км/ч.
— Недавно общественность была, мягко скажем, озадачена предложениями снизить скорость в городах до 30 км/ч. А вы как к этому относитесь?
— МВД России выступает категорически против снижения максимальной скорости движения в городах до 30 км/ч и снижения нештрафуемого порога наказания за превышение скорости с 20 до 10 км/ч. В первую очередь тот, кто предлагает такое снижение, думает не о безопасности дорожного движения, а всё-таки о каких-то других моментах, в частности, как пополнить доходную часть с помощью тех штрафов, которые налагает автоматическая фотовидеофиксация. Инициаторам такой идеи самим надо попробовать сесть за руль и проехать по городу, особенно в вечернее время, со скоростью 30 км/ч для понимания абсурдности этих ограничений. Также стоит акцентировать внимание на том, что следует прекратить втягивать МВД в необоснованные решения по ограничению прав автомобилистов.
Выявляем «мажоров» и «неадекватов»
— Даёт ли положительный эффект повышение штрафов? И есть ли какая-то связь со снижением смертности на дорогах?
— Реализованные системные меры в 2020 г. позволили значительно снизить аварийность на наших дорогах — общее количество ДТП сократилось на 11,07%. По итогам пяти месяцев этого года зафиксировано снижение количества ДТП с пострадавшими на 7,2%, а погибших в них стало меньше на 13,2%. Уменьшилось количество ДТП с участием пешеходов на 6,9%, на четверть снизилось число погибших в них. Реже стали фиксироваться ДТП с участием водителей в состоянии опьянения — почти на 40%. И это не просто цифры, за каждой из них стоит человеческая жизнь и здоровье. Подчеркну: это результат именно мер системного характера.
Уверен, ваши читатели понимают, что, несмотря на снижение статистики, если в мирное время 15,7 тыс. человек в год гибнут на дорогах, это очень страшно. У нас в прошлом году погибли 522 ребёнка, это трагедия. Сотни тысяч после ДТП остаются с травмами, которые неизвестно как себя потом проявят, потому поведение на дороге должно быть продиктовано не только возможным наказанием, но и сознанием того или иного участника дорожного движения. Водитель, у которого в машине ребёнок, должен быть предельно аккуратен, несмотря на максимально разрешённую скорость. Он должен понимать, что даже резкое торможение для малыша смертельно опасный риск. Это самосознание гораздо больше влияет на ситуацию на дорогах, а механическое увеличение санкций не может само по себе служить эффективной мерой профилактики.
— По нашим данным, подготовлен проект ведомственного приказа МВД, регламентирующий работу инспекторов ГИБДД. Речь в нём и о том, что им можно вести скрытое наблюдение на дорогах, останавливать водителей для проверки документов и проч. В чём отличия от действующего регламента?
— Ничего принципиально нового там нет. Тот же скрытый контроль существует и сейчас. В основном он нацелен на выявление так называемых «мажоров» и «неадекватов», которые агрессивно ведут себя на дороге, устраивают «шашечки» при перестроении. Наши инспекторы, двигаясь в потоке, видят такие правонарушения, фиксируют их, и далее ближайший наряд ДПС останавливает таких нарушителей и привлекает к ответственности. Если эти лихачи видят патрульную машину с цветографической окраской, они тут же меняют манеру вождения на более спокойную. Но это ненадолго — как только проедут наряд ДПС, опять начинают вести себя агрессивно, нервируют других участников дорожного движения. То же касается проверки документов: как она сегодня проводится на дороге, так всё и останется. Главная задача сотрудника ДПС — обеспечить безопасность дорожного движения.
— Почему, на ваш взгляд, несмотря на все усилия, не получается навести порядок с техосмотром? Может, стоит полностью вернуть его ГИБДД?
— МВД подготовило предложения в правительство по внесению изменений в федеральные законы «О техническом осмотре...» и «О безопасности дорожного движения», где процедуру прохождения техосмотра для личных легковых автомобилей предложено сделать не обязательной, а добровольной. Мы считаем, что ответственные автолюбители заинтересованы в исправности своего автомобиля и потому должны проходить ТО добровольно.
Сегодня значительная часть водителей оплачивает услугу по проведению ТО только для того, чтобы беспроблемно оформить полис ОСАГО, но при этом автомобиль не проходит реальную диагностику. Это многомиллиардный рынок. Ранее МВД выступило с инициативой по разделению полиса ОСАГО и диагностической карты. Данный законопроект уже рассмотрен Госдумой и одобрен Советом Федерации.
Но эти инициативы не коснутся автомобилей, участвующих в перевозочной деятельности: такси, грузовиков, автомобилей предприятий и организаций, автобусов — для них техосмотр останется обязательным. Действующим законодательством предусмотрено участие сотрудников Госавтоинспекции в этой процедуре. Это важно, потому что зачастую техническая неисправность становится сопутствующей причиной ДТП при оказании услуг по грузопассажирским перевозкам. Нередко экономические причины преобладают над разумом, над безопасностью, и водители, перевозящие пассажиров или грузы в коммерческих целях, нацелены на то, чтобы сделать больше рейсов, получить больший доход. А на то, что транспортное средство уже давным-давно требует ремонта, внимание обращается в самую последнюю очередь.
Таксисты перерабатывают
— В прошлом году количество аварий с участием такси с летальным исходом выросло на 20%. Как уберечь пассажиров?
— Такой рост аварийности обусловлен увеличением числа такси. Чем больше такси, тем больше на дорогах возникает аварийных ситуаций. Чтобы таксомоторные перевозки сделать максимально безопасными как для пассажиров, так и для водителей, на наш взгляд, необходимо дополнить условия соглашения по предоставлению доступа перевозчика к электронным ресурсам компании-агрегатора новыми требованиями. Перевозчик должен предоставить агрегатору достоверные сведения о наличии у него стоянки для хранения всех «своих» таксомоторов. Имеются ли условия для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей и контроля технического состояния транспорта? Заключены ли договоры ОСАГО с учётом использования транспортного средства компании-перевозчика в качестве легкового такси? Доступ к услугам агрегатора необходимо предоставлять исключительно тем водителям, чей стаж не менее трёх лет, а также имеющим российское водительское удостоверение или водительское удостоверение соответствующей категории гражданина другого государства, в котором русский язык закреплён в качестве государственного. Кроме того, программное обеспечение сервиса заказа такси следовало бы дополнить функционалом по прекращению передачи водителю информации о заказах в случае превышения им допустимого времени пребывания за рулём — в соответствии с Трудовым кодексом и предельными нормами труда водителей, закреплёнными в ПДД. Водители такси часто работают одновременно с несколькими агрегаторами и, конечно, перерабатывают. Сегодня мы готовим информационно-цифровую платформу «Безопасность дорожного движения», к которой у агрегаторов будет доступ, чтобы они видели, кто у них работает в качестве водителей, какие правонарушения есть у каждого из них. Бывали случаи, когда на линии работают водители, лишённые прав, но не сдавшие водительские удостоверения. Необходимо отметить, что основная часть всех этих предложений ранее уже направлялась МВД в Минтранс для дополнения законодательства в сфере такси.
Права получат вместе с аттестатом
— Сегодня большой проблемой и для водителей, и для пешеходов оказались электросамокаты. Как, на ваш взгляд, надо решать этот вопрос?
— Популярность индивидуальных средств передвижения — электросамокатов, гироскутеров, моноколёс — растёт. В крупных городах открываются пункты проката этих устройств, увеличивается скорость их движения, а следовательно, и риски попадания в ДТП. У нас с января по май зарегистрировано 122 ДТП с их участием, и это втрое больше, чем год назад. В этих ДТП 2 человека погибли и 119 получили ранения.
В текущей редакции ПДД пользователи индивидуальных колёсных средств передвижения на электротяге в отдельную категорию участников дорожного движения не выделены, потому де-юре они приравниваются к пешеходам. Соответственно, требования к ним предъявляются как к пешеходам. Сегодня фактически вошло в обиход определение «средство индивидуальной мобильности» (СИМ), но оно пока не закреплено законодательно. Минтранс подготовил проект поправок в ПДД, в соответствии с которыми предлагается уточнить терминологию и ввести обязанности для новых участников движения. Сейчас проект проходит процедуру межведомственного согласования.
— В Госдуме призвали вернуть в школьную программу обучение вождению автомобиля. Как вам эта идея?
— Она нами прорабатывается уже давно. Если получится её реализовать, подростки смогут получить в школе первоначальные навыки практического вождения. Прохождение курса станет частью учебной программы. По достижении 17 лет вместе со школьным аттестатом выпускники получат водительское удостоверение, а значит, и профессию водителя. В ряде регионов эксперимент можно начать с кадетских корпусов. Получивший профессию водителя выпускник сможет пойти работать на предприятие или в транспортную компанию. Наконец, такая специальность востребована в армии, где существует высокая потребность в водительском составе.