Министерство транспорта РФ внесло поправки в закон о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС), где подробно расписаны правила использования беспилотных авто и указано, кто будет ответственен при ДТП.
Как сказано в документе, по умолчанию виновником будет владелец беспилотника, но при этом вина также может быть возложена на производителя ВАТС или диспетчера в том случае, если это получится доказать.
Беспилотные легковые автомобили и грузовики тестируют в России с 2018 года. На водительском сиденье обязательно находится инженер-испытатель. Пилотные проекты показали, что ВАТС позволяют сократить аварийность на 90%, а затраты на грузоперевозки — на 30%.
Ранее Министерство транспорта представило два проекта закона «О высокоавтоматизированных транспортных средствах». Оба документа были отправлены на доработку. Третья версия документа была представлена в начале февраля. Документ описывает условия допуска беспилотных автомобилей на дороги, включая обязательное наличие «бортового устройства регистрации событий» и системы, позволяющей дистанционно перевести машину в «состояние минимального риска». Все беспилотники должны стоять на учете в ГИБДД и проходить регулярное техобслуживание.
В каких случаях владелец ВАТС при аварии избежит ответственности?
В случае ДТП владелец ВАТС сможет избежать ответственности, если ему удастся доказать, что авария случилась из-за непреодолимой силы или же по злому умыслу самого потерпевшего. Кроме того, если удастся выявить конструктивные дефекты, то обвинения можно будет выдвинуть против производителя, при отсутствии надлежащего контроля дистанции — против диспетчера, а при некачественном ТО — против автодилеров.
Возможно ли оформление ДТП по европротоколу?
Оформление ДТП по европротоколу для беспилотных ТС не будет возможным, поэтому в случае аварии придется вызывать на место происшествия сотрудников ГИБДД. При возмещении ущерба страховые компании получат право запрашивать у владельцев беспилотников информацию из «черных ящиков».
Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/6493016