Необходимость пропускать помеху справа объясняется водителям с первых уроков в автошколе. Когда на дорогах еще не было белой разметки и не все перекрестки сопровождались знаками «уступи дорогу», все водители пользовались этим золотым правилом. Однако с обустройством дорожной инфраструктуры люди уже не всегда понимают, в каких случаях можно положиться на это основное правило. Этими моментами пользуются мошенники и подставлялы, которые на паркингах или на многополосных трассах провоцируют небольшие столкновения и затем вымогают деньги. В этом отношении Верховный суд Российской Федерации при разборе ряда дорожных происшествий в течение последних лет выпустил несколько предписаний, кого и в каких случаях считать виновными. Так что же решили судьи в отношении старинного правила «правой руки»?
С правой полосы в левую
Разобраться в ситуации помогает член Ассоциации юристов России Ольга Митева.
Как пишет «Автоньюс», причиной для разбирательства Верховного суда в этом вопросе, стал инцидент на дороге в октябре 2019 года. Водитель Александр Кучмий на своем минивэне Hyundai Grand Starex ехал по Большой Дорогомиловской улице. Перед ним справа с выделенной полосы для общественного транспорта съехал легковой автомобиль Mercedes-Benz. Не ожидавший увидеть на своем пути легковушку Кумчий не успел притормозить и врезался в перестраивающуюся машину.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации действий водителя по части 2 статьи 12.13 или части 3 статьи 12.14 КоАП РФ необходимо учитывать, что преимущественным признается право на первоочередное движение транспортного средства в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения, которые не должны начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить участников движения, имеющих по отношению к ним преимущество, изменить направление движения или скорость (пункт 1.2 ПДД РФ).
Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ, например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением, либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения. Правило «помеха справа» здесь не действует.
Тем самым, у других водителей, к примеру, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот, отсутствует обязанность уступать дорогу.
Из двух полос в одну
Аналогичный случай произошел в 2015 году, который тоже стал прецедентным и разбирался Верховным судом. Водитель из города Набережные Челны Республики Татарстан попал в аварию и был оштрафован на 500 рублей за то, что на повороте не уступил дорогу автомобилю, движущемуся в попутном направлении справа.
Подобные ситуации на дорогах очень распространены. Оба авто поворачивали налево. Только один водитель делал это из крайней левой полосы движения, а другой автомобиль ехал по соседней полосе, то есть находился справа.
После поворота дорога сужалась до одной полосы, и водители в общем потоке транспорта были вынуждены пропускать друг друга. Однако двое не смогли выяснить, кто имеет приоритет и столкнулись. Началась судебная тяжба.
Сначала инспектора ГИБДД признали виновным в ДТП водителя автомобиля, который не уступил дорогу «помехе справа». Суды в двух инстанциях поддержали это решение. Однако Верховный суд его отменил.
Оказывается, в рассматриваемой дорожной ситуации так называемая «помеха справа», то есть водитель автомобиля, поворачивающего из правого ряда, не имел преимущества. Так как в соответствие с требованиями пункта 8.5 ПДД, перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, правило «правой руки» здесь не действовало.
Когда пропускать «правых» надо?
Между тем, есть случаи, когда «правило «пропусти помеху справа» действует беспрекословно. При проезде перекрестков равнозначных дорог, где не установлено знаков приоритета, водители пользуются этим основополагающим правилом.
При одновременных перестроениях на многополосных дорогах, водители так же должны пропускать тех, кто пытается переместиться справа.
На круговом движении, когда совершается поворот при въезде на перекресток либо при выезде с него, так же автомобилисты должны предоставлять дорогу тем, кто справа, так как у них приоритет.
На дорогах может возникнуть много аналогичных ситуаций, которые требуют как и раньше пользоваться старым правилом «правой руки».
Данные разъяснения ВС РФ нашли свое широкое применения в судебной практике по рассмотрению административных дел данной категории.