Создание московской системы видео­фиксации принесло подрядчикам 175 млн рублей

Перед праздниками в новостях сообщали, что из московского бюджета при установке камер на дорогах уплыли миллионы, якобы даже известны должностные лица, которые в этом замешаны. А сколько нам рассказывали, как это новшество сможет пополнить казну! Так что же: виновных арестовали, деньги вернут или дело замяли под праздничный шумок?

   
   

К. Рыбников

Факты есть - виновных нет?

Комплексы видеофиксации нарушений Правил дорожного движения сами по себе - агрегаты полезные. Например, за границей они используются по своему прямому назначению - для профилактики дорожно-транспортных происшествий. У нас же это просто какой-то чудо-механизм для «двустороннего» выкачивания денег: как из населения, когда «всевидящее око» ненароком ошибается и рассылает «письма счастья» со штрафами всем кому ни попадя (о чём «АиФ» уже не раз рассказывал), так и, как показала недавняя история, из госказны.

Московская прокуратура обнародовала данные, согласно которым на систему видео­фиксации нарушений правил остановки и стоянки автомобилей было потрачено «175 млн руб., при этом цена оборудования - более 25 млн руб. - подтверждения не имела». Между тем источник в столичном правительстве заверил, что эти неосвоенные 25 млн возвращены в бюджет.

В результате контракта, который был заключён между столичным Центром организации дорожного движения (ЦОДД) и компанией «СК Регион», в городе до конца 2011 г. должны были оснастить современными шлагбаумами, новейшими видеосистемами и автоматизированными рабочими местами для диспетчеров 20 транспорт­но-пересадочных узлов. По факту же оборудовали только 15 объектов, однако и на них техника надлежащим образом не функционирует, комплексы систем контроля не используются. Сотрудники прокуратуры также обнаружили, что бумаги по вводу объектов в эксплуатацию и о приёмке документов подписывались без дат.

В настоящее время материалы проверки направлены в Главное управление МВД России по Москве, где будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц по статье «мошенничество в особо крупном размере», которая подразумевает наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет со штрафом до 1 млн руб. При этом имена чиновников, которые причастны к хищению, правоохранители не разглашают. Предпочитают развёрнуто не комментировать и в столичном Департаменте транспорта, в подчинении которого находится «неудачно» освоивший бюджетные деньги ЦОДД, ссылаясь на то, что пока идёт следст­вие. Не делают заявлений для прессы и в компании ООО «СК Регион».

Как же удаётся жонглировать такими суммами даже на самых распиаренных городских проектах? Всё-таки речь идёт не о локальной закупке - оборудование должно было стать частью Интеллектуальной транспортной системы (ИТС), которую строят-строят и никак не достроят (в проекте предусмотрена не только установка дорожных камер, но и замена всех московских светофоров на современные, а также оснащение спутниковыми системами ГЛОНАСС всех автобусов).

   
   

Чтобы ИТС скорее заработала, ещё в 2011 г. мэр Сергей Собянин увеличил финансирование ЦОДД, ответственного за её внедрение, в шесть раз. И первый звоночек был ещё минувшей осенью, когда проверка Контрольно-счётной палаты Москвы показала, что транспортники стали закупать светофоры по 1,6 млн руб. Не дороговато ли, если за 101-м км, по мнению экспертов, цена гораздо ниже?

На кого переведут «стрелки»?

В том, что без распилов и откатов сегодня не обходится ни один госпроект, уверен Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России: «В этой истории меня ничто не удивляет. Схема весьма банальна. К примеру, госучреждению понадобилось оборудование. Казалось бы, почему не заказать его напрямую у производителя? Однако между заказчиком и исполнителем появляется цепочка фирм, которые, участвуя в договоре, но по сути ничего не делая, получают плату за посредничество. В результате то, что можно было купить за 4 млн, обходится казне в 5 млн, а то и дороже. Так деньги и уходят на сторону. Когда программа установки видеокамер запускалась, ко мне как к председателю Движения автомобилистов тоже обращались некие коммерсанты, которые предлагали «договориться», чтобы мы потом никого «не кусали». Что сделать, чтобы не было таких схем? За рубежом при аналогичных скандалах постов лишаются высокопоставленные чиновники, у нас же, если не удаётся замять, в лучшем случае сажают «стрелочников» - нижестоящих в финансовой цепочке».

Кстати, при аналогичном скандале в Москве посадили только бизнесмена. Глава группы компаний «Строймонтажсервис» Дмитрий Кудрявцев в 2011 г. был приговорён к 4,5 года колонии и штрафу в 450 тыс. руб. по делу об установке некачественного оборудования для городской системы безопасности. Напомним, его фирма вместо реального изображения отправляла полицейским «заранее заготовленную картинку». Другие же участники скандала отделались условными сроками, в том числе и замначальника штаба ГУВД по Москве, которого подозревали в покровительстве бизнесмену.

Так чьи же головы полетят на этот раз? Источник в ГУ МВД по Москве, куда прокуратура направила данные о «подвисших» 25 млн, сообщил «АиФ», что уголовное дело пока не возбуждено: «были праздники, да и время нужно, чтобы всё проверить». На разбор полётов, по прогнозам правоохранителей, может уйти ещё месяц. В ЦОДД начата внутренняя проверка. Но не получится ли так, что о скандале скоро «забудут»?

Смотрите также: