Отказ от иномарок в пользу отечественных автомобилей постепенно становится устойчивым трендом среди госслужащих. И особенно актуальным в условиях продолжающегося кризиса рынка новых автомобилей. Напомним, что лидер среди российских автобрендов «АвтоВАЗ» прогнозирует снижение продаж на 15 % до конца года. Меры господдержки не заставили себя ждать: накануне стало известно, что новые «Лады» и «УАЗы» заменят привычные «Форды» в гаражах силовых ведомств. А президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон заявил на днях, что топ-менеджмент компании отныне будет ездить исключительно на собственной продукции. АиФ.ru выяснил, кому вскоре придётся забыть о служебных «звёздах», «кольцах» и «пропеллерах», вернувшись к «ладье», «оленю» и ульяновской «птице».
Чиновники на дорогих авто попадут в «чёрный список»
Похоже, что для любителей дорогих автомобилей за казённый счёт гайки закручиваются всё туже: если раньше роскошные машины госслужащих были предметом оппозиционной риторики, то теперь за чиновников-сибаритов принялись и провластные структуры. Общероссийский народный фронт (ОНФ) взялся за составление реестра роскошных машин муниципальных служащих. «Те задачи, которые выполняет Toyota Land Cruiser 200, можно выполнить на УАЗ Patriot. Не нужно считать, что если закупка ведётся в удалённом регионе, то руки у федерального центра до местных чиновников не дойдут. Дойдут!» — цитируют «Известия» депутата ГД от «Единой России» Александра Васильева.
Стремление пересадить «муниципалов» на отечественные машины возникло уже давно. Так, например, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов ещё в 2008 году призывал коллег «обратить внимание» на отечественный автопром. «Было бы неплохо, чтобы главы регионов, например, пересели на «Ладу» или «УАЗ». Поскромнее нужно быть», — отмечал он.
Что касается московских чиновников, то недавний запрет на закупку импортной техники за счёт бюджета отчасти сломает сложившуюся в столице иерархию служебных машин. Так, например, главам ведомств придётся отказаться от привычных Mercedes SLK и S600. А вот полюбившиеся ФСБ Audi или BMW 750 российских министров никуда не денутся — эти машины собираются на территории Таможенного союза. Видимо, кардинально изменит ситуацию только проект «Кортеж», в рамках которого разрабатывается не только лимузин для первых лиц государства, но и люксовая машина для бюрократического аппарата — какой в своё время была «Волга». Напомним, что технологическую поддержку проекту окажет Porsche Engineering.
Вообще, у столичной политической элиты всегда как-то «не складывалось» с российскими автомобилями. Даже бывший вице-премьер Борис Немцов, ратовавший в конце 90-х за то, чтобы чиновники ездили исключительно на «Волгах», сам в конце концов пересел на BMW. Дольше всех на «Волге» продержался Григорий Явлинский: у основателя партии «Яблоко» их было две, но обе постоянно ломались. В итоге депутат взял в думском гараже Saab. Бесконечные технические неисправности вынудили и бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова отказаться от отечественных машин. В начале «нулевых» чиновники столичной мэрии ездили на «Москвичах», а градоначальник — на люксовой модели «Князь Владимир». На смену ему пришёл бронированный Volvo.
«Важная мелочь» для «АвтоВАЗа»
Комическая и абсурдная ситуация, когда руководство крупнейшего производителя автомобилей в России и Восточной Европе сторонится собственной продукции, в постсоветскую эпоху завода сложилась не сразу. Руководители «АвтоВАЗа» продолжали ездить пусть на доработанных, но всё же «Ладах». Модель Premier, выпускавшаяся тольяттинским предприятием «Супер-Авто» и представлявшая собой удлинённую «десятку», укомплектованную кожаным салоном, кондиционером, подогревом сидений и так далее, вполне удовлетворяла требованиям заводской верхушки. Однако пришедшее в 2005 году новое руководство уже предпочитало машины пороскошнее: было заказано 16 внедорожников Toyota Land Cruiser и Mercedes G-класса. Как объяснял тогдашний пресс-секретарь завода Владимира Якушенко, приобретение западного премиума должно было послужить стимулом для того, чтобы наладить выпуск автомобилей такого же уровня в Тольятти. О результатах этого «социального эксперимента» можно даже не распространяться.
Прерванную на восемь лет традицию — по совместительству, нормальную мировую практику — ездить на собственной продукции предложил возродить теперешний президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон. «Это, казалось бы, мелочь. Но на самом деле это очень важно», — отметил он. Из заводской линейки бывший глава по международным закупкам General Motors выбрал Lada Largus Cross — городской кроссовер, старт продаж которого намечен на 1 ноября текущего года. Отметим, что у Андерссона будет особенная версия автомобиля, собранная специально для него.
Но и обычный Largus Cross выглядит довольно привлекательно: фронтальные подушки безопасности, полный электропакет, противотуманные фары, подогрев передних кресел, аудиосистема (MP3, USB, Bluetooth, AUX и Hands Free) с четырьмя динамиками, бортовой компьютер и кондиционер. Стоимость автомобиля, которому теперь наверняка гарантирован повышенный спрос, составит 490–520 тысяч рублей. Какие модели выбрали себе другие топ-менеджеры «АвтоВАЗа», не уточняется.
Тыл МВД прикроет «Гранта»
Три с половиной тысячи транспортных средств на общую сумму в 2,3 миллиарда рублей будут приобретены в этом году для нужд силовых ведомств. Причём впервые бюджетные деньги выделены адресно: ведомства получат автомобили только отечественных брендов. Отметим, что силовики и ранее старались приобретать продукцию, собранную на территории Таможенного союза. Но в этот раз ни Ford Focus, ни Renault Logan, производящиеся в России и давно уже ставшие рабочими лошадками силовиков, не попали в список закупок. Полицейские получат технику марок «ГАЗ», «УАЗ», «УРАЛ», «КамАЗ», «ПАЗ», «ЛиАЗ», «КАВС» и «Волжанин». Как отмечают в пресс-службе МВД, департамент тыла ведомства приобретёт автомобили Lada Granta и ВАЗ-2115. «В первую очередь новые машины направят в подразделения участковых уполномоченных полиции. В частности, новый транспорт отечественного производства поступит в полицию Крыма, чтобы довести обеспеченность региона автотранспортом до среднего показателя по стране», — отметили в ведомстве.
Сейчас автопарк правоохранителей достаточно разнообразен. Наряду с «бюджетными» Lada 2114, Lada Priora, Ford Focus и Renault Logan в служебных автопарках имеются Toyota Camry, Mercedes-Benz E-Class и ML-Class, и BMW 5-й серии. А, пожалуй, самым известным и дорогим полицейским автомобилем в России является Porsche 911 Carrera, подаренный ДПС Санкт-Петербурга официальным дилером этой марки. Отметим, что дорогие иномарки используются не только для «представительских» целей, вроде сопровождения кортежей, но и для преследования нарушителей. Как догнать «скоростную» иномарку на продукции «ВАЗ» или «ГАЗ», не совсем понятно. Ведь отечественные производители не предлагаю полиции «заряженные» версии обычных машин, наподобие Ford police interceptor или советских «догонялок» ГАЗ-24-24 с усиленной подвеской и двигателем V8 от ГАЗ-13 «Чайка». С другой стороны, для этих целей ГИБДД может купить себе Lada Granta Sport.