Спасут ли китайцы наш авторынок? Санкционное давление сказалось на продажах

Под санкционным давлением российский рынок существенно видоизменился. Заводы крупных брендов остановились, логистические пути прервались, а поставщики вынуждены разрывать контракты.

   
   

Даже бренд Lada остался без комплектующих и был вынужден остановить сборку Vesta и ряда других моделей. Спасут ли нас китайцы?

Ситуация на авторынке сейчас действительно трудная. На фоне остановки заводов иностранных концернов возник дефицит транспортных средств. Цены на уже произведённые автомобили выросли почти в 1,5 раза, и то, что продавалось год назад за 1,5 млн, сейчас приближается к 2,5 млн. Свою лепту в этот рост вкладывают и дилеры, которые искусственно завышают цены для последующей перепродажи. Бывает, что человек, согласившийся приобрести автомобиль по одной цене, через неделю обнаруживает, что забронированный за ним автомобиль стоит на 300–500 тыс. дороже и на него уже выстроилась очередь из желающих купить.

В условиях дефицита плохо работают и традиционные программы льготного кредитования. Сейчас базовая скидка составляет 10% от стоимости автомобиля, или не более 500 тыс. руб. В некоторых случаях Минпромторг компенсирует до 20% от стоимости, а для жителей Дальнего Востока — все 25%. Участвуют модели, произведённые в РФ, стоимостью до 2 млн руб., а также все авто марки Evolute. На эти электрокары, произведённые на заводе «Моторинвест» в Липецке, государство готово выплачивать до 35% от стоимости, а размер субсидии составляет 925 тыс. руб. В этих условиях АвтоВАЗ возобновил массовое производство Lada Granta, Niva Legend и Niva Travel. Но покупатели пока медлят, резкого скачка спроса нет.

Большие надежды возлагались на китайские фирмы. Однако в условиях дефицита они пока не проявляют высокой активности на рынке. Стоимость автомобилей из КНР с начала года выросла в среднем в 1,5 раза: если Chery Tiggo 7 в феврале стоил 1,7 млн руб., то в конце лета он продавался по 3 млн руб. Неудивительно, что продажи упали, однако китайцы не спешат осваивать российский рынок и сбивать цену.

«Те марки, которые связаны с европейскими, японскими и американскими партнёрами, боятся открыто приходить в Россию, — рассказывает экс-президент ассоциации “Российские автомобильные дилеры” Владимир Моженков. — Другие же компании пока не наработали необходимых связей. Хотя дело потихоньку движется».

Рыночная доля продаж китайских брендов составила уже 14,3%, в то время как год назад она колебалась в районе 6%. Но этот рост обусловлен не активностью китайских менеджеров, а уходом конкурентов.

   
   

«У медлительности китайцев есть экономическая и политическая причины, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Неопределённость рынка и тяжёлая логистика не позволяют ввозить сотни тысяч машин или организовать крупное производство. Если раньше можно было заказать контейнер, и он через 45 суток был уже в порту, то сейчас этого нет. Некоторые возят автомобили из Китая автовозами. При такой логистике выгодно торговать только дорогими моделями с высокой маржинальностью.

Что касается политики, китайские концерны зависят от западных фирм в области технологий, и никто из них не хочет попасть под вторичные санкции. Однако есть компании, которые благословили работать с Россией. Это частная Great Wall Motor и Chery Automobile из провинции Аньхой, но они действуют не спеша».

Что происходит с автомобильными продажами
Марка Продажи за январь —
сентябрь 2022 г., шт.
Падение по сравнению с аналогичным
периодом 2021 г.,%
LADA 116 791 —56,4
Kia 56 170 —64,0
Hyundai 46 276 —62,2
Renault 36 874 —63,2
Toyota 24 987 —64,0
Chery 22 220 —21,2
Haval 20 939 —12,6
Škoda 18 738 —73,7
Volkswagen 17 520 —75,4
Geely 16 377 —3,2
Источник АО «ППК»