Советская малолитражка. Как создание КИМ-10 привело к скандалу и аресту

КИМ-10. © / Commons.wikimedia.org

25 апреля 1940 года в Москве началось опытное производство отечественного малолитражного автомобиля КИМ-10. Машина разрабатывалась для продажи в личное пользование советским гражданам, но эксперимент оказался неудачным. Почему?

   
   

Когда из ворот московского завода имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМ) начали выкатываться первые малолитражные автомобили, возмущению советских влиятельных автомобилистов не было предела. Внешний вид и характеристики вызывали у них оторопь. Начальник охраны Сталина Николай Власик во время осмотра автомобиля членами политбюро приехал на немецком Opel Kadett, поставил его с КИМ-10 рядом и предложил сравнить эти малолитражки. Естественно, разработчики модели получили неудовлетворительные оценки. По воспоминаниям директора завода Алексея Кузнецова, иностранная машина выглядела намного предпочтительнее советской. У Opel — четыре двери вместо двух, а также удлиненный кузов, который был намного удобнее, и передовой дизайн.

Прислушавшись к своему помощнику, Сталин сел в КИМ-10 на водительское сиденье и предложил наркому среднего машиностроения СССР Ивану Лихачеву тоже присесть на задний диван. Сделать это было невозможно, так как задние двери отсутствовали. Выяснилось, что разработанный автомобиль не в полной мере соответствует утвержденным Экономическим советом наркомата техническим требованиям. Над Иваном Лихачевым сгущались тучи.

Герои не в восторге

Причина грубого вмешательства Николая Власика в дела Наркомата среднего машиностроения заключалась вот в чем. Сразу после заключения с Германий договора о ненападении в СССР поступила партия малолитражных немецких автомобилей, в том числе и Opel Kadett, которыми награждались Герои Советского Союза и прочие выдающиеся люди. Естественно, машины достались не всем. Другим заслуженным военным вместо Opel Kadett пообещали продавать неказистый КИМ-10, что их, естественно, оскорбило. А так как среди потенциальных покупателей оказались влиятельные люди, знакомые с Власиком, недовольство неуклюжей машиной вылилось в серьезный скандал.

Однако решающую роль в снятии готовой модели с производства сыграли вполне обоснованные претензии военных насчет того, что разработанный Лихачевым автомобиль не имел двойного назначения. Это была исключительно гражданская малолитражка, которая не могла служить в армии. Военным требовался штабной автомобиль, а КИМ-10 с клиренсом в 170 мм и 26-сильным мотором разрабатывался исключительно для передвижения в городах и по междугородним шоссе. В общем, от Наркомата среднего машиностроения потребовали срочно сделать «второй „Опель“».

Снятие наркома и арест директора КИМ

В августе 1940 года ЦК ВКП(б) совместно с правительством потребовали исправить недочеты, добавить две задние двери, а также увеличить дорожный просвет как минимум до 185 мм, убрать посадочные подножки, перенести фары на боковины капота, заменить металлический лист в крыше на дерматиновую накидку для экономии стального проката. Однако оказалось, что сделать это быстро невозможно. В Америке уже были изготовлены штампы для двухдверки и вся оснастка, заплачены за это немалые деньги. Чтобы изменить кузов, потребовались бы новые кузовные штампы. В итоге наркома средней промышленности Ивана Лихачева сняли с должности, а директор завода КИМ Алексей Кузнецов оказался под следствием, но ничего, кроме недальновидности, за ним не нашлось.

Пришлось править машину кустарно. Художники постарались максимально приблизить КИМ-10 к Opel Kadett. Малолитражка получила новые фары, решетку радиатора и крылья. Шасси на поперечной рессоре не меняли. Лишь растянули немного раму для установки второго ряда дверей и увеличили клиренс. У американской фирмы Budd заказали новые чертежи и пресс-формы, на которых прямо в Америке для экономии времени были отштампованы 500 пробных кузовов.    
   

Двигатель тоже остался прежним. Это был 4-цилиндровый агрегат объемом 1170 куб. см., который развивал мощность в 26 л. с. По требованию военных мощность подняли до 30 л. с. Система охлаждения была термосифонной, то есть действовала за счет разницы температур, из-за чего мотор долго прогревался зимой и быстро закипал летом. Коробка передач была механической 3-ступенчатой с синхронизаторами. Привод, естественно, задний.

Кадр из фильма «Сердца четырех».

«Сердца четырех»

Вскоре новый четырехдверный автомобиль предстал перед правительственной комиссией. Теперь автомобиль был утвержден без нареканий и получил обозначение КИМ-10-52. Машина в экспериментальном кузове кабриолет даже снялась в идиллическом фильме «Сердца четырех», где в художественной форме воспроизведен сюжет из ее испытаний.

Однако быстро запустить массовое производство четырехдверки на штампах для двухдверки оказалось непросто. Приходилось править детали кузова вручную. В итоге в ноябре-декабре 1940 года собрали только 16 опытных машин, а в январе 1941 года — еще 70. В дальнейшем ежемесячно с конвейера сходили в среднем только по 100 машин.

В мае 1941 года по приказу Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ РККА) КИМ-10-52 прошел военные испытания. Автомобиль гоняли по различным дорогам, включая булыжно-щебеночные трассы, грунтовые проселочные дороги, а также по асфальтированному шоссе Москва-Минск. Военные поставили малолитражке оценку три с минусом, или официально «в общем удовлетворительно», и закрыли отчет 24 июня 1941 года. Началась война, и все машины были отправлены на фронт в качестве штабных. Однако долго они там не продержались, так как сильно проигрывали легендарной «Эмке» в надежности. Завод прекратил выпуск и был переориентирован на военную продукцию.

КИМ-10-52. Фото: Commons.wikimedia.org

Уже после войны, когда заводы Opel оказались в советской зоне оккупации, вместе с техническим оборудованием, штампами, оснасткой и технической документацией они по репарациям были вывезены в СССР. Правительство вспомнило положительные отзывы об Opel Kadett, вместе с немецкими инженерами машину адаптировали для производства в СССР под маркой «Москвич». Однако это уже была намного более совершенная модель, чем многострадальный КИМ-10.