С наступлением весны автомобилистам хочется поскорее поставить летние колеса, которые по динамическим характеристикам заметно превосходят зимние. Машины на летней резине лучше тормозят, увереннее управляются и дарят больше удовольствия от спортивной езды. В особенности это заметно у низкопрофильных покрышек, надетых на литые диски большого диаметра. Однако в межсезонье о подобных покрышках лучше забыть и остановить выбор на высокопрофильных колесах. Почему?
Недостатки спортивных покрышек
Летние колеса можно условно разделить на две большие группы. Это комфортные шины для повседневной езды и жесткие спортивные с низким профилем. Последние предназначены исключительно для ровных дорог, однако они с трудом переносят удары на ямах, которые в изобилии встречаются на весенних дорогах. Но это далеко не единственный их недостаток.
К примеру, на легковые автомобили часто ставятся колеса размерностью 185/65 R15. Цифры на покрышке означают следующее: 185 — ширина профиля шины в мм; 65 — процентное отношение высоты профиля к ширине; R — радиальный тип конструкции; 15 — посадочный диаметр в дюймах. Тем самым, высота колеса в сборе и с накачанной до штатного давления покрышкой составляет примерно 570 мм, а высота покрышки примерно 120 мм.
Когда на автомобиле стоят шины размерностью 205/50 R17, это значит, что колесо так же будет занимать 570 мм в диаметре, однако его профиль будет высотой всего 102 мм. Тем самым, амортизирующие свойства колеса будут меньше. Оно хуже поглощает удары от кочек и выщербин. Энергия сначала проходит через протектор и боковину покрышки, проминает ее, а затем перераспределяется волнами в обод диска, заставляя его вибрировать. Поэтому ездить на низкопрофильных покрышках менее комфортно и опасно для подвески.
Чем больше колесо, тем оно шире. В итоге растет масса диска и нагрузка на ступичные подшипники, сайлентблоки, рычаги и прочие элементы шасси. Неподрессоренные массы реагируют на удары на кочках, вибрации плохо гасятся шиной и бьют в резинометаллические шарниры и рычаги. Неподрессоренные массы могут вызывать резонансные колебания, на которые подвеска конструктивно не рассчитана. В итоге, ресурс ее снижается.
Аэродинамические шумы
Низкопрофильная шина отличается не только высотой, но и шириной. Пятно контакта у такого колеса в сборе разительно больше, а значит, увеличивается площадь контакта резины с асфальтом и улучшается управляемость. Но чем шире шина, тем меньше места остается в колесных арках. В итоге широкие шины создают паразитные аэродинамические шумы в арках колес. При движении на высоких скоростях возникает низкочастотный глухой шум, который давит на водителя и пассажиров. Страдает комфортная акустическая среда внутри салона, в особенности при движении по плохим дорогам со множеством поверхностных повреждений асфальтового покрытия.
Подождать до июня
Поэтому с низкопрофильными спортивными покрышками и литыми дисками весной торопиться не стоит. Стандартные шины лучше подходят для плохих дорог. Высокий профиль лучше поглощает энергию удара от кочек и помогает защитить элементы подвески от ненормативных нагрузок.
Кроме того, для безопасности движения рекомендуется в сложные климатические периоды пользоваться металлическими дисками, которые могут принять на себя энергию и деформироваться. Тем самым они защищают не только подвеску, но и дорогие шины от образования грыж и даже прорыва боковины.
Литые колеса на такое не способны. Обод у них не гнется, а вминается с изменением структуры легкого сплава. Для возвращения формы во время ремонта мастера используют сложную технологию прокатывания, требующую специального оборудования. Диск разогревают до пластичного состояния и по профилю возвращают материал на место на специальном станке. Получается не всегда хорошо, потому как легкие сплавы при ударах часто трескаются и при прокатывании эти трещины не свариваются.
Низкопрофильные же шины с красивыми литыми дисками лучше припасти для середины июня, когда дорожные службы уже закончат текущий ямочный ремонт на большинстве загородных трасс. Тогда риск повредить дорогие покрышки значительно сократится.